.
Меню сайта
|
Умение слушать, математическое мышление и сообразительностьУмение слушать, математическое мышление и сообразительностьВ школе от каждого ученика потребуется умение не перебивая слушать чужую речь. В течение урока все школьники обязаны слушать объяснения учителя и ответы учащихся и говорить только тогда, когда ученик получит от учителя разрешение на это или когда учитель обратится к нему с вопросом.Ребенок, у которого не будет воспитана до школы твердая привычка молча и внимательно выслушивать чужую речь, обыкновенно с первого урока нарушает порядок в классе своими репликами и получает замечания от учителя. Поэтому родители должны обратить серьезное внимание на создание привычки у дошкольника молча, не перебивая и не вмешиваясь, слушать чужую речь. Важно обратить внимание на манеру ребенка держаться при разговоре с детьми и взрослыми. Нельзя допускать, чтобы при разговоре ребенок гримасничал, вертелся, делал ненужные движения, сильно жестикулировал, чтобы речь его была монотонна и невыразительна. Надо научить ребенка при разговоре со взрослыми держаться прямо и смотреть на того, с кем он говорит. Маленькие дети отличаются своей подражательностью, поэтому в воспитании культуры речи у детей большое значение имеет речь родителей и старших, окружающих ребенка. Правильная, отчетливая, выразительная и культурная речь взрослых явится наглядным примером для детей и будет способствовать выработке у них такой лее речи. До школы необходимо развивать математическое мышление ребенка, сообразительность и сметливость.. Проверка общего развития поступающих в I класс показывает, что большинство детей умеет считать до 10, 20 и более. Дети любят большие числа, и некоторые с большой гордостью заявляют, что они умеют считать до тысячи. Эту гордость поддерживают часто и их родители, высказывая опасения, что их ребенку будет скучно на уроках арифметики, где на первых порах считают в пределе 10. Однако наблюдения показывают, что умение считать до 100 и более еще не определяет математического развития ребенка. Бывает, что новичок, считающий до 1000, испытывает серьезные затруднения при решении арифметических действий в пределе 10 и 20. Объясняется это большей частью тем, что считают эта дети несознательно, механически, т. е. что за названием числа у них нет реального представления о величине этого числа. Такой счет не развивает мышления, а, наоборот, притупляет математические способности ребенка. . Причиной трудностей, с которыми встречаются дети при решении задач, является отсутствие ясных временных и пространственных представлений, а также жизненных наблюдений. Многие дети, поступая в I класс, не умеют отличить правой стороны от левой, неотчетливо представляют себе такие понятия, как одинаково, столько же, поровну, больше, меньше, старше, моложе, раньше, позже, глубже, мельче, короче, длиннее и т. д. Слабо развит у них глазомер: большинство детей не в состоянии даже приблизительно определить расстояние в шагах от стола до двери, сказать, сколько приблизительно можно зажать в руке желудей, и т. п. Некоторые дети, пришедшие из семьи в школу, не имеют представления, какими мерами пользуются при продаже хлеба, молока, крупы, яиц, овощей и фруктов, материи на одежду. В I классе от учащихся не потребуют знания больших чисел. Хорошо было бы, если бы ребенок до поступления в школу умел сознательно считать в пределе 1.0; знал прямой и обратный счет первого десятка (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1); решал простые жизненные задачи, примерно такого типа: «В корзине лежало 8 яблок. Сколько там осталось, когда мама взяла оттуда 3 яблока?» «К Коле пришли 2 товарища. Мама дала им 6 яблок и посоветовала разделить поровну. По скольку яблок получил каждый?» «Брату и сестре мама дала грушу. Как они поровну разделят грушу?» и т. п. Чтобы ребенок считал сознательно, он должен с каждым понятием о числе связывать определенное представление о той или иной совокупности предметов. Так, например, называя число 3, он должен уметь отсчитать три предмета; пересчитать их по порядку: один, два, три; сложить в одну группу, например, три листочка, три камешка, три желудя; нарисовать названное количество, кружочков, квадратиков, домиков; показать на пальцах. Хорошо было бы, чтобы ребенок представлял себе состав названного числа, т. е. умел разложить это число на слагаемые. Так, назвав число 5 и отсчитав 5 желудей или палочек, он их раскладывает на отдельные группы. Как можно разложить 5 желудей? Можно положить направо 2 желудя, в середине2, налево 1; или направо 3, в середине 1, налево 1; или 4 и 1 и т. д. Такого рода упражнения будут способствовать развитию комбинаторных способностей ребенка и явятся основой для успешного усвоения всех четырех арифметических действий: сложения, вычитания, умножения и деления в пределах не только одного десятка. Знакомить ребенка с отдельным числом и его составом надо постепенно, неторопливо и основательно. Только тогда, когда он хорошо усвоит одно число, следует переходить к другому. Так, например, уточнив понятия 1 и 2, можно приступить к ознакомлению с группой из трех предметов. Дети по своей природе активны. Мышление их отличается конкретностью, а поэтому обучение счету должно быть наглядным и основано на активной деятельности детей. Обучаясь начаткам математики, ребенок должен иметь возможность пользоваться всеми органами чувств, чтобы считая он мог трогать считаемые предметы, передвигать, переставлять, перекладывать, рисовать, вырезать, наклеивать, лепить. Пересчитывая, передвигая, осязая руками находящиеся перед его глазами предметы, неоднократно пересчитывая и прибавляя к 2 палочкам 3 палочки, к 2 камешкам 3 камешка, к 2 сорванным им морковкам 3 морковки, к 2 листочкам 3 листочка, ребенок придет к выводу, что к 2 чего бы то ни было прибавить 3 всегда будет 5. При такой организации обучения ребенок не будет механически, как попугай, повторять за старшими, что 2+3 будет 5, но на опыте убедится в этом. Когда у ребенка накопится достаточно опыта, он легко откажется от конкретных предметов и перейдет к сознательному выполнению тех или иных вычислений. Такой путь усвоения математических истин будет содействовать общему гармоническому развитию личности ребенка. Полезно накапливание математических понятий и представлений связать с играми. Играя «Один — мало, три — много», в «Горелки», в «Уголки», в «День и ночь», в «Пятнашки», в домино, лото и другие, соответствующие возрасту ребенка игры, он приобретает отчетливые числовые представления и будет упражняться в умении ориентироваться в пространстве, в правильном употреблении слов: направо, налево, прямо, наверх, вниз,поровну, одинаково, пополам и др. В играх у детей развивается находчивость, сообразительность, смекалка. С целью развития сообразительности рекомендуется упражнять детей в отгадывании загадок, задач-шуток, головоломок. Например, 1. «Два конца, два кольца, посередине — гвоздик». Что это?(Ножницы.) 2. «Под одной крышей четыре брата стоят». А это что?(Стол.) 3. «Две матери, две дочери, да бабушка со внучкой, а всего трое». Как же так?(Бабушка, дочь и внучка.) 4. «У двух матерей по пяти сыновей, — всем одно имя». (Пальцы на руках.) 5. «Если один петух закричит изо всей силы, то человек проснется. Сколько петухов должны закричать, чтобы проснулись три человека?»(Тоже один петух.) и т. п. Для развития мышления детей важно ставить перед ними определенные задачи, вопросы, которые они должны самостоятельно разрешить. — А-ну-ка, Боря, — говорит дедушка шестилетнему Боре, выходя с ним на прогулку, — сколько шагов от крыльца до калитки? — Ты говоришь восемь, давай проверим!
Сколько в вазе яблок? Сколько будет, если прибавить еще 3 яблока? и т. п. Очень хорошо, если дети сами будут составлять задачи. Все это явится прекрасной подготовкой к школьным занятиям и будет способствовать развитию мышления ребенка. |
ПОИСК
Block title
|