. Умение слушать, математическое мышление и сообразительность
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Умение слушать, математическое мышление и сообразительность

Умение слушать, математическое мышление и сообразительность

В школе от каждого ученика потребуется умение не перебивая слушать чужую речь. В течение урока все школьники обязаны слушать объяснения учителя и отве­ты учащихся и говорить только тогда, когда ученик по­лучит от учителя разрешение на это или когда учитель обратится к нему с вопросом.
Ребенок, у которого не будет воспитана до школы твердая привычка молча и внимательно выслушивать чужую речь, обыкновенно с первого урока нарушает по­рядок в классе своими репликами и получает замечания от учителя.
Поэтому родители должны обратить серьезное внима­ние на создание привычки у дошкольника молча, не пере­бивая и не вмешиваясь, слушать чужую речь.
Важно обратить внимание на манеру ребенка дер­жаться при разговоре с детьми и взрослыми. Нельзя до­пускать, чтобы при разговоре ребенок гримасничал, вер­телся, делал ненужные движения, сильно жестикулиро­вал, чтобы речь его была монотонна и невыразительна.
Надо научить ребенка при разговоре со взрослыми держаться прямо и смотреть на того, с кем он говорит.
Маленькие дети отличаются своей подражательно­стью, поэтому в воспитании культуры речи у детей боль­шое значение имеет речь родителей и старших, окружа­ющих ребенка.
Правильная, отчетливая, выразительная и культурная речь взрослых явится наглядным примером для детей и будет способствовать выработке у них такой лее речи.
До школы необходимо развивать математиче­ское мышление ребенка, сообразитель­ность и сметливость..
Проверка общего развития поступающих в I класс по­казывает, что большинство детей умеет считать до 10, 20 и более. Дети любят большие числа, и некоторые с боль­шой гордостью заявляют, что они умеют считать до ты­сячи. Эту гордость поддерживают часто и их родители, высказывая опасения, что их ребенку будет скучно на уроках арифметики, где на первых порах считают в пре­деле 10.
Однако наблюдения показывают, что умение считать до 100 и более еще не определяет математического разви­тия ребенка.
Бывает, что новичок, считающий до 1000, испытывает серьезные затруднения при решении арифметических дей­ствий в пределе 10 и 20. Объясняется это большей частью тем, что считают эта дети несознательно, механически, т. е. что за названием числа у них нет реального представления о величине этого числа.
Такой счет не развивает мышления, а, наоборот, при­тупляет математические способности ребенка.
. Причиной трудностей, с которыми встречаются дети при решении задач, является отсутствие ясных временных и пространственных представлений, а также жизненных наблюдений.
Многие дети, поступая в I класс, не умеют отличить правой стороны от левой, неотчетливо представляют себе такие понятия, как одинаково, столько же, поровну, боль­ше, меньше, старше, моложе, раньше, позже, глубже, мель­че, короче, длиннее и т. д.
Слабо развит у них глазомер: большинство детей не в состоянии даже приблизительно определить расстояние в шагах от стола до двери, сказать, сколько приблизи­тельно можно зажать в руке желудей, и т. п.
Некоторые дети, пришедшие из семьи в школу, не име­ют представления, какими мерами пользуются при про­даже хлеба, молока, крупы, яиц, овощей и фруктов, ма­терии на одежду.
В I классе от учащихся не потребуют знания больших чисел. Хорошо было бы, если бы ребенок до поступления в школу умел сознательно считать в пределе 1.0; знал прямой и обратный счет первого десятка (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1); решал простые жизнен­ные задачи, примерно такого типа: «В корзине лежало 8 яблок. Сколько там осталось, когда мама взяла отту­да 3 яблока?» «К Коле пришли 2 товарища. Мама дала им 6 яблок и посоветовала разделить поровну. По сколь­ку яблок получил каждый?» «Брату и сестре мама дала грушу. Как они поровну разделят грушу?» и т. п.
Чтобы ребенок считал сознательно, он должен с каж­дым понятием о числе связывать определенное представ­ление о той или иной совокупности предметов. Так, на­пример, называя число 3, он должен уметь отсчитать три предмета; пересчитать их по порядку: один, два, три; сложить в одну группу, например, три листочка, три ка­мешка, три желудя; нарисовать названное количество, кружочков, квадратиков, домиков; показать на пальцах.
Хорошо было бы, чтобы ребенок представлял себе со­став названного числа, т. е. умел разложить это число на слагаемые. Так, назвав число 5 и отсчитав 5 желудей или палочек, он их раскладывает на отдельные группы. Как можно разложить 5 желудей? Можно положить   направо 2 желудя,   в середине2, налево 1; или направо 3, в середине 1, налево 1; или 4 и 1 и т. д.
Такого рода упражнения будут способствовать разви­тию комбинаторных способностей ребенка и явятся ос­новой для успешного усвоения всех четырех арифметиче­ских действий: сложения, вычитания, умножения и деле­ния в пределах не только одного десятка.
Знакомить ребенка с отдельным числом и его соста­вом надо постепенно, неторопливо и основательно. Толь­ко тогда, когда он хорошо усвоит одно число, следует переходить к другому. Так, например, уточнив понятия 1 и 2, можно приступить к ознакомлению с группой из трех предметов.
Дети по своей природе активны. Мышление их отличается конкретностью, а поэтому обучение счету должно быть наглядным и основано на активной деятельности детей. Обучаясь   начаткам    математики,    ребенок   должен иметь возможность пользоваться всеми органами чувств,
чтобы считая он мог трогать считаемые предметы, передвигать,   переставлять,   перекладывать,   рисовать,   вырезать, наклеивать, лепить.
Пересчитывая, передвигая, осязая руками находящиеся перед его глазами предметы, неоднократно пересчитывая и прибавляя к 2 палочкам 3 палочки, к 2 камешкам 3 камешка, к 2 сорванным им морковкам 3 морковки, к 2 листочкам 3 листочка, ребенок придет к вы­воду, что к 2 чего бы то ни было прибавить 3 всегда бу­дет 5.
При такой организации обучения ребенок не будет механически, как попугай, повторять за старшими, что 2+3 будет 5, но на опыте убедится в этом.
Когда у ребенка накопится достаточно опыта, он легко откажется от конкретных предметов и перейдет к сознательному выполнению тех или иных вычислений.
Такой путь усвоения математических истин будет содействовать общему гармоническому развитию личности ребенка.
Полезно накапливание математических понятий и представлений связать с играми. Играя «Один — мало, три — много», в «Горелки», в «Уголки», в «День и ночь», в «Пятнашки», в домино, лото и другие, соответствующие возрасту ребенка игры, он приобретает отчетливые числовые представления и будет упражняться в умении ориен­тироваться в пространстве, в правильном употреблении слов: направо, налево, прямо, наверх, вниз,поровну, оди­наково, пополам и др.
В играх у детей развивается находчивость, сообрази­тельность, смекалка.
С целью развития сообразительности рекомендуется упражнять детей в отгадывании загадок, задач-шуток, головоломок. Например,
1. «Два конца, два кольца, посередине — гвоздик». Что это?(Ножницы.)
2. «Под одной крышей четыре брата стоят». А это что?(Стол.)
3. «Две матери, две дочери, да бабушка со внучкой, а всего трое». Как же так?(Бабушка, дочь и внучка.)
4. «У двух матерей по пяти сыновей, — всем одно имя».  (Пальцы на руках.)
5. «Если один петух закричит  изо всей силы, то человек  проснется.  Сколько  петухов должны закричать, чтобы проснулись три человека?»(Тоже один петух.) и т. п.
Для развития мышления детей важно ставить перед ними определенные задачи, вопросы, которые они долж­ны самостоятельно разрешить.
—  А-ну-ка, Боря, — говорит дедушка шестилетнему
Боре, выходя с ним на прогулку, — сколько    шагов    от
крыльца до калитки?
— Ты говоришь восемь, давай проверим!
  • Как ты думаешь, какой камень больше? какой тя­желее? — спрашивает дедушка на следующей    прогулке.
  • А кто из вас выше? Кто ниже? Ну-ка встаньте спи­ной друг к другу.
  • А где у вас правая рука? Поднимите правую руку!
  • Поднимите левую руку! А теперь обе руки!
  • Повернитесь в другую сторону! А теперь   где будет правая сторона? Где левая?
Такого рода вопросы и упражнения, направленные на определение расстояния на глаз, на сравнение предметов по величине, высоте, весу, на ориентировку в простран­стве, имеют важное значение в развитии глазомера, уточ­нении отдельных понятий в сознании ребенка.Очень важно решение задач связывать с трудовой де­ятельностью ребенка. Ребенок, например, помогает матери накрывать на стол, мать предлагает ему сосчитать, сколько надо поставить для 5 человек тарелок, если ста­вить каждому по одной тарелке. Сколько положить ло­жек? вилок?
Сколько в вазе яблок? Сколько будет, если прибавить еще 3 яблока? и т. п.
Очень хорошо, если дети сами будут составлять задачи.
Все это явится прекрасной подготовкой к школь­ным занятиям и будет способствовать развитию мышления ребенка.
ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ