. Археологические исследования пещеры Ласко
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Археологические исследования пещеры Ласко

Археологические исследования пещеры Ласко́


БОЛЕЕ 40 лет назад на юго-западе Франции, в районе Дордони, была обнаружена украшенная великолепными росписями эпохи древнего каменного века пещера, названная Ласко. В ней насчитывается около 600 живописных настенных изображений позднего палеолита. Последние 20 лет посетители допускаются в пещеру лишь по официальному разрешению. Закрытие пещеры для туристов стало частью успешно выполненной программы по сохранению этой сокровищницы искусства палеолита До недавнего времени немногие люди,помимо специалистов,отдавали себе отчет в том, что грандиозные росписи Ласко́ не единственное археологическое богатство, обнаруженное в пещере в течение четырех десятилетий.

В число таких богатств входят и 1500 гравировок на стенах и потолке пещеры. Все они были тщательно скопированы аббатом Андре Глори, который вплоть до своей безвременной кончииы в 1966 г. был одним из самых неутомимых исследователей Ласко. Глори и другие нашли кремневые орудия, с помощью которых делались гравировки, каменные светильники, при свете которых работали древние художники, палитры с остатками краски, а совсем недавно был изучен и состав минералов использовавшихся для получения пигментов. Археологам также удалось воссоздать своеобразный помост, позволявший живописцам и граверам выполнять работы на высоте, значительно превосходящей человеческий рост Эти и другие находки позволили исследователям получить известное представление о деятельности человека в Ласко в завершающий период каменного века, около 17 000 лет назад.

Открытие пещеры в сентябре 1940 г., в начале второй мировой войны, долгое время приписывали деревенским мальчишкам, чья собака внезапно провалилась в глубокую яму. Однако дело обстояло несколько иначе Какой-то мальчик в километре от своей деревни Монтиньяк обнаружил в земле яму, которая образовалась на месте вывороченной с корнем сосны. Мальчик позвал друзей, и они стали измерять глубину ямы бросая туда камни.

Потом, сгорая от любопытства, они расширили отверстие и съехали вниз по сырой глине. Яма оказалась гораздо глубже, чем они предполагали. То, что они увидели в тусклом свете карманного фонарика, ошеломило их. Выбравшись на поверхность, они побежали за своим учителем; вскоре заметка о происшествии появилась в школьной газете. О находке сообщили специалистам по доисторическому периоду. Чтобы облегчить доступ к пещере, соорудили небольшой скат. Первым профессиональным археологом, осмотревшим пещеру, был аббат Анри Брейль.

СКАТ ВЕЛ в большое помещение длиной около 20 м. Потолок был покрыт росписью с изображением быков; фигуры некоторых животных достигали пятиметровой длины. Этот Зал Быков оканчивался двумя коридорами. Одни из них вел прямо, другой поворачивал направо. Потолок прямого коридора (получившего название Осевой Переход) также покрыт росписями, изображающими оленей, лошадей, диких рогатых животных, козерогов и одного бизона. Вход в правое ответвление (названное просто Коридор) вначале был затруднен; посетителям приходилось продвигаться вперед на четвереньках, и своеобразной наградой за это им была еще одна серия росписей, в которых опять-таки увековечены животные. Ответвление вправо в самом Коридоре ведет в Апсиду, за которой расположен Колодец — пятиметровая впадина с любопытной группой росписей, изображающих человека, птицу, сидящую на шесте, носорога, нападающего бизона, а над ним — лошадиную голову. Слева от Апсиды находится Неф. Здесь, а также в длинном, узком коридоре, чуть дальше, есть еще несколько изображений животных. Коридор, минуя Кошачью Нору, приводит в Кошачий Переход, где обнаружены гравировки, запечатлевшие животных не только семейства кошачьих, но и некоторых других видов. Этим Переходом и завершается экскурсия по пещере.

Вскоре после войны Ласко была приспособлена для приема посетителей: превращена в подземный музей. Но после двух десятилетий туризма стало ясно, что пыль, сырость, плесень, вызванные частыми посещениями пещеры, грозят разрушить уникальную палеолитическую галерею. Поэтому для спасения древних росписей пещера в 1963 г. была закрыта для туристов. Теперь я хочу вкратце рассказать, что же нам стало известно за истекшие четыре десятилетия о сокровищах Ласко из работ аббата Глори и других ученых.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ возраст доисторической росписи? Очевидно, это самый сложный вопрос, вставший перед исследователями с первых дней открытия пещеры. Мы не знаем способа датировки росписи, исходя из самой росписи; следовательно, начинать нужно с изучения обстановки, сопутствующей работе художников, иными словами — искать оставленные ими следы. Таким образом, необходимы раскопки, направленные прежде всего на расчистку слоев почвы, содержащих предметы обихода художников. Затем надо определить последовательность слоев, так как вряд ли везде сохранились все слои сверху донизу. Но даже когда стратиграфия установлена, проблема все еще остается, ибо неизвестно, какие слои соответствуют росписям по времени.

К счастью. в Ласко этой проблемы нет. Первые стратиграфические исследования были проведены здесь аббатом Глори, прокопавшим 15 поперечных траншей в разных участках пещеры. Все обнаруженные им следы человеческой деятельности относятся к одному и тому же пласту. Таким образом, получены исчерпывающие доказательства того, что этот слой соответствует времени создания росписей; при раскопках найдены светильники, каменные палитры и кусочки минеральных красителей, использовавшихся живописцами Ласко.

Предметы, извлеченные на свет археологами, свидетельствуют о том, что хотя пещера никогда и не служила жилищем, но художники, делавшие здесь росписи и гравировки, проводили в пещере довольно длительное время и тут же питались. По всей вероятности, в Ласко совершались и религиозные обряды В расположенном за Апсидой Колодце сохранились остатки пищи; кроме того, найдены тончайшей работы светильник из камня, костяные наконечники для копий и декоративно обработанные морские раковины Особенно красива одна раковина — в ней просверлено отверстие для шнурка, чтобы можно было использовать ее как украшение. От шнурка в отверстии остались желобки и следы красной охры. Поскольку ближайшее морское побережье расположено от Ласко в 200 км, то, значит, чтобы доставить раковины, приходилось преодолевать по крайней мере такой путь. Колодец, по-видимому, служил чем-то вроде святилища.

Человек палеолита использовал пещеру относительно недолго, видимо всего несколько сот лет, как установлено в результате стратиграфических исследований и анализа пыльцы растений, найденной в соответствующем пласте. Это заключение ученых подтверждают и откопанные в пещере каменные и костяные изделия, относящиеся только к хорошо известной в Дордоии и других районах Франции культуре позднею верхнего палеолита — к нижнему мадлену. Кроме того, изучение большого количества росписей и еще более многочисленных гравировок показывает что стиль их однороден. Все эти данные говорят о том, что пещера была обитаемой в течение исторически короткого периода около 15 ООО лет до н.э., как показывает датировка древесного угля светильников при помощи радиоактивного углерода.

В КАКИХ условиях выполняли художники свою работу. Основной проблемой для них, видимо, было искусственное освещение. Вход в пещеру в мадленскийий период был достаточно просторен а высота потолка достигала трех метров. Это значит, что дневной свет мог проникать лишь в переднюю часть Зала Быков. Однако в глубине Зала для работы было уже недостаточно дневного света что же касается Осевого Перехода и остальных галерей пещеры го там возникала прямая необходимость искусственно о освещения

Поэтому не удивительно, что в Ласко найено множество каменных светильников. Около 130 из них тщательно изучено. Мадленские художники не тратили особого труда на их изготовление так как светильники эти представляли собой обыкновенные камни с естественными чашевидными углублениями каких было множество на скалистых склонах возле входа в пещеру. Некоторые из камней имеют столь неглубокие выемки, что остается только недоумевать как вообще они могли использоваться в качестве светильников. Однако остатки сажи древесного угля, золы в углублениях, а также следы нагрева не оставляют сомнений относительно функций этих камней. Сотрудники музея Изье Брижитт и Жиль Делюк собрали в окрестностях пещеры похожие плоские камни и провели несколько экспериментов, чтобы проверить действие этих примитивных светильников. Они обнаружили, что подходящие фитили можно сделать из высушенного лишайника, моха или веточек можжевельника. Кстати, анализ древесного угля из некоторых светильников подтвердил что можжевеловое дерево действительно использовалось для фитилей. Наиболее приемлемым топливом. как выяснилось, был жир: ученые, ставя свои эксперименты, клали на каждый камень пятидесятиграммовый кусок животного жира, который не давал дыма и обеспечивал столько же света, сколько обычная свеча, 50 г хватало приблизительно на час. Для лучшего освещения в светильник можно было вложить несколько фитилей.

Светильник изящной работы из гладко обточенного красного песчаника и украшенный продольными насечками, найден в Колодце. Обнаружили его на дне Колодца, прямо на росписи — у кончика хвоста носорога. Утонченная красота отделки и то, что светильник находился в этом предполагаемом святилище, наводит на мысль, что служил он для более возвышенных целей, чем простое освещение.

Другая проблема, очевидно, вставала перед художниками, как только они определяли подходящее для росписи место Выбор зависел от характера поверхности. Например, в Осевом Переходе достаточно гладкая поверхность находится на высоте трех-четырех метров от пола, что значительно превосходит человеческий рост Так же обстояло дело и с другими наиболее подходящими для росписи поверхностями пещеры. Легко представить себе, как мадленцы приносили в Зал Быков стволы молодых деревьев, укрепляли их подпорками и сооружали для художника грубый помост. Остатки самых высоких помостов найдены в Осевом Переходе. С их помощью удалось представить себе первоначальный вид платформы, которая давала художнику возможность работать почти у потолка галереи.

Исследователи обнаружили ряд углублений, пробитых в скале по обеим сторонам коридора; все они на одном уровне — в двух метрах от пола. Углубления заполнены мягкой глиной, и в ней видны отверстия глубиной около 10 см. Поверхность стены со временем покрылась тонким слоем растворимого кальцита, благодаря чему 17 углублений сохранилось полностью. По всей вероятности, в углубления вставляли крепкие и длинные ветви деревьев, которые скрепляли глиной; таким образом сооружалось перекрытие коридора. Эти «балки» могли поддерживать еще одни помост из веток, достаточно высокий, чтобы живописец мог достать до потолка.

Работать на этих мостках художнику было, должно быть, очень удобно. Судя по костям животных, найденным на полу, древние творцы даже не давали себе труда спуститься вниз, чтобы поесть. Кости свидетельствуют также о том, что обычным местом приема пищи во втором отсеке пещеры служил большой выступ скалы в Нефе, как раз там, где изображена черная корова


 
ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ