.
Меню сайта
|
Крузенштерн, Лисянский, Макаров, ЛиткеНаиболее яркие страницы в истории морских путешествий первой половины XIX в.— русские кругосветные плавания. Они были вызваны необходимостью охранять и снабжать продовольствием и товарами дальневосточные окраины нашей Родины и русские владения в Америке. Русские промышленники на Алеутских о-вах и в Русской Америке (на северо-западных берегах Северной Америки) успешно добывали ценную пушнину и морского зверя. Снабжение же русских поселений в Америке необходимыми товарами, доставка оборудования для строившихся там судов были затруднены. Промышленности на Дальнем Востоке да и в Сибири почти не существовало, и все нужное везли на подводах через всю Сибирь; этот путь продолжался не менее года. Перевозка на лошадях во много раз увеличивала стоимость товаров. Громоздкие предметы, например якоря и канаты, разрезали на части и в таком виде везли до Охотска, где снова соединяли, отчего прочность изделий сильно снижалась. Русские поселения в Северной Америке нередко испытывали острую нужду в хлебе и соли, в оружии и порохе, без чего невозможны были промысел морского зверя и охота. Добытую пушнину везли морем в Охотск, затем на лошадях через Якутск и Иркутск в русский пограничный с Китаем город Кяхту, где меха охотно покупали китайские купцы. На этом долгом пути (порой до двух лет) товары портились, расхищались — словом, убытки были велики. Надо было наладить доставку грузов морским путем, более быстрым и несравненно более дешевым. Кроме того, наши американские поселения были совершенно беззащитны, а богатые пушные промыслы возбуждали зависть соседей — англичан и испанцев, утвердившихся в Северной Америке. Они всячески стремились выжить русских из Америки и с Алеутских о-вов, подстрекали индейские племена к нападению на русские поселения, тайком снабжали индейцев оружием, перекупали пушнину. Чтобы пресечь эти враждебные действия, необходимо было постоянное или хотя бы временное присутствие в Русской Америке наших военных кораблей. В связи с этим была снаряжена первая русская кругосветная экспедиция на кораблях «Надежда» и «Нева». Командование «Надеждой» и руководство всей экспедицией было поручено капитан-лейтенанту Ивану Федоровичу Крузенштерну, «Невой» — капитан-лейтенанту Юрию Федоровичу Лисянскому. Помимо доставки товаров на Аляску и вывоза мехов для продажи в Китае, экспедиция должна была установить торговые отношения с Японией, одним из ближайших соседей России на Тихом океане. Кроме того, в задачу экспедиции входили географические открытия и исследования. Для этого в ее состав включили ученых — астронома, двух естествоиспытателей и доктора. 26 июля 1803 г. экспедицию торжественно проводили жители Кронштадта и команды русских и иностранных судов, стоявших на рейде. «Надежда» и «Нева» пересекли Атлантический океан и, обогнув мыс Горн, вышли на просторы Тихого океана. У Гавайских о-вов корабли разъединились: «Надежда» пошла в Петропавловск-Камчатский, а «Нева» направилась в Русскую Америку. Свыше года «Нева» находилась в Русской Америке, и за это время моряки выполнили важные гидрографические работы: уточнили на карте положение берегов. Экипаж немало помог русским поселенцам в строительстве домов и в других хозяйственных делах. В новых местах дорога каждая пара умелых рук, а среди моряков были плотники, печники, кузнецы и другие умельцы. Пригодилась и военная выучка. Незадолго до прихода «Невы» индейское племя колошей разрушило русское поселение на о-ве Ситха. Моряки помогли русским поселенцам на острове основать крепость, названную Ново-Архангельском. В дальнейшем Ново-Архангельск стал административным центром Русской Америки. Наконец, взяв полный груз шкурок морских бобров и котиков, черно-бурых лисиц и другую пушнину, «Нева» отправилась в обратный путь. В сотнях миль от Аляски посреди Тихого океана мореплавателей подстерегала страшная опасность. Ночью корабль наскочил на коралловый риф у небольшого, не отмеченного ни на одной карте необитаемого острова. Лишь ценой больших усилий удалось сняться с мели и предотвратить гибель судна. Так был открыт остров, названный именем Лисянского. Тяжелому испытанию подверглись моряки у Тайваня, где тайфун едва не потопил поврежденное судно. Тем радостнее была встреча с «Надеждой», которая уже с неделю ожидала «Неву» в Кантоне. «Надежда» после разлуки с «Невой» побывала в Петропавловске-Камчатском, где выгрузила свои товары, а затем в японском порту Нагасаки. Здешние власти недружелюбно встретили наших мореплавателей. В этот период Япония жила замкнуто и не хотела иметь сношений с другими государствами. Более полугода простояла «Надежда» в Нагасаки, но русскому посланнику Резанову не удалось договориться с японским правительством об установлении дипломатических отношений. Возвращаясь на Камчатку, Крузенштерн описал западные берега Японии, а также некоторые острова Курильской гряды, где он обнаружил четыре каменные скалы, у которых «Надежда» едва не погибла. Крузенштерн назвал эти скалы «Каменными ловушками». Пополнив в Петропавловске запасы воды и провизии, Крузенштерн направился к Сахалину и впервые точно положил на карту его восточный берег. При попытке пройти Татарским проливом Крузенштерн встретил на пути обширную мель и пришел к неверному заключению, что Сахалин — полуостров. Эту ошибку исправил спустя почти полвека Г. И. Невельской. Продав в Кантоне пушнину и купив чай, шелк, фарфор и другие китайские товары, Крузенштерн и Лисянский через Индийский и Атлантический океаны направились к берегам Родины. Первой 22 июля 1806 г. отдала якорь у Кронштадта «Нева». Ее плавание длилось почти три года. Через 16 суток закончила рейс и «Надежда». Спустя год с небольшим на Дальний Восток был направлен шлюп «Диана» под командованием лейтенанта Василия Михайловича Головнина. Это путешествие началось в то время, когда сближение России с Францией обострило отношения между Россией и Англией. Поэтому Головнин зашел в Портсмут и запасся специальным пропуском английского правительства. В этом документе говорилось, что поскольку «Диана» совершает плавание с научной целью, то она в случае войны Англии с Россией не будет задержана. «Диана» направилась по маршруту «Надежды» и «Невы», но за мысом Горн попала в сильную бурю. Две недели моряки боролись со встречным, порой ураганным ветром. Видя, что дальнейшие попытки выйти на просторы Тихого океана грозят судну гибелью, Головнин повернул на восток с целью обогнуть мыс Доброй Надежды и достичь Дальнего Востока через Индийский океан. У мыса Доброй Надежды «Диана», несмотря на предъявленный пропуск, была задержана английской эскадрой. Плен «Дианы» продолжался 13 месяцев, и англичане считали, что побег русского судна невозможен. Но Головнин терпеливо выжидал темной бурной ночи, со штормовым ветром, дующим от берега в открытый океан. 16 мая 1809 г. в сумерках Головнин приказал обрубить якорные канаты и под штормовыми парусами вышел в бушующее море. Это был очень смелый, искусный и хорошо рассчитанный маневр. Через три часа «Диана» неслась в океане под всеми парусами. Опасаясь преследования, Головнин пошел сначала на юг до 40° ю. ш., а затем повернул на восток — в обход Австралии с юга. После прихода в сентябре 1809 г. в Петропавловск-Камчатский Головнин плавал с грузами в Ново-Архангельск и выполнил некоторые гидрографические работы. В 1811 г. он получил из Петербурга приказ произвести опись Курильских и Шантарских о-вов, а также берегов «Татарии» (так тогда называли Приморье). Во время этой описи Головнин с шестью членами экипажа был коварно захвачен японцами на о-ве Кунашир. Пленников перевезли на о-в Хоккайдо и в железных клетках возили из города в город, а затем заключили в тюрьму. С большим мужеством и стойкостью моряки перенесли неволю. Из плена их освободили только через два года и три месяца после неоднократных требований русского правительства и в результате настойчивости помощника Головнина лейтенанта Рикорда. Головнин привел «Диану» от японских берегов в Петропавловск, а отсюда он сухопутным путем вернулся в Петербург. О своих путешествиях и приключениях В. М. Головнин написал три книги. Особенным успехом пользовалась книга, рассказывавшая о пребывании в плену у японцев. Она несколько раз переиздавалась и была переведена на иностранные языки. Из этой книги в Европе узнали много ценного о Японии. Во время последующих русских кругосветных плаваний было сделано немало открытий, особенно в Тихом океане. Так, после плавания в 1815—1818 гг. брига «Рюрик» под командованием лейтенанта Отто Евстафьевича Коцебу увеличилось число известных Маршалловых о-вов и о-вов Туамоту. Экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на шлюпах «Мирный» и«Восток» в 1819—1821 гг. во время плавания в южном полушарии обнаружила самостоятельную группу из 17 островов, получившую название архипелага Россиян. В 1823 —1826 гг. на шлюпе «Предприятие» Коцебу, ставший уже капитан-лейтенантом, открыл еще несколько островов в группе Маршалловых и целый архипелаг, который он назвал именем Беллинсгаузена. Немало открытий совершил прославленный русский мореплаватель-ученый Федор Петрович Литке. Свое знакомство с морем Литке начал в детстве с чтения книг. Особенно его поразило описание трагического плавания голландца В. Баренца к Новой Земле. Мальчик стал мечтать о раскрытии тайн этой суровой земли, которые не смог познать Баренц. Литке не подозревал тогда, что его заветное желание осуществится. Стремление Литке к морю особенно окрепло после того, как его сестра вышла замуж за морского офицера. Часто бывая у нее, он встречал моряков и с увлечением слушал рассказы о кругосветных плаваниях и открытиях островов. Сестра Литке жила в Кронштадте, и мальчик каждое воскресенье плавал к ней из Петербурга на каком-нибудь небольшом рейдовом судне. Он охотно помогал матросам ставить паруса и управлять судном. «Сам того не замечая,— рассказывал впоследствии Литке,— я делался помаленьку моряком». В Отечественную войну 1812 г. Литке 14 лет был принят волонтером1 в Гребную балтийскую флотилию. Когда ему исполнилось 15 лет, за храбрость в сражении с французами под Данцигом он был произведен в мичманы. После войны Литке упорно изучает географию, астрономию, физику, навигацию и мечтает о дальнем «вояже» (путешествии). В 1817 г. он получил назначение на шлюп «Камчатка», на котором В. М. Головнин отправился в новое кругосветное путешествие. Во время плавания, длившегося более двух лет, Литке прошел настоящую морскую школу. Головнин высоко оценил способности молодого офицера и рекомендовал его на пост начальника экспедиции для описи Новой Земли. Бриг «Новая Земля» вышел из Архангельска 15 июля 1821 г. Через несколько дней судно достигло Горла Белого моря, где чуть не погибло на мели, которая на официальных картах показана не была, но поморам была хорошо известна. Лишь самоотверженность экипажа, почти сутки героически боровшегося со стихией, предотвратила гибель судна. Банка была нанесена на карту и названа именем Литке. Мореплаватель не без горькой иронии говорил, что «если б прозорливые географы имели большую веру к грубым картам наших мореходов, то многих несчастий можно было избежать». Литке еще трижды ходил к Новой Земле и написал книгу «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное на военном бриге «Новая Земля» в 1821—1824гг.». Эта работа значительно расширила географические и гидрографические представления об Арктике. Особенно важным для географии оказалось кругосветное плавание под командованием Литке на шлюпе «Сенявин» в 1826—1829 гг. В Каролинском архипелаге Литке открыл группу новых островов, которые, как и корабль, стали носить имя прославленного русского флотоводца адмирала Сенявина. Литке установил, что в целом архипелаг состоит из 46 групп, включающих до 400 островов с населением около 9000 человек. За время плавания Литке проводил измерения силы тяжести в ряде пунктов суши северного и южного полушарий. Его работы подтвердили, что Земля сплющена у полюсов. Полученная Литке величина сжатия Земли близка к установленной в наши дни. На «Сенявине» вели многочисленные магнитные наблюдения, которые были использованы для составления первой магнитной карты Тихого океана. Натуралисты экспедиции собрали коллекции зверей и птиц, гербарии, образцы горных пород, утварь и украшения жителей о-вов Океании и Чукотского п-ова. О своем путешествии на «Сенявине» Литке написал книгу, которая была переведена на многие языки. Этот труд был удостоен высшей премии Академии наук. Кроме того, капитан-лейтенант Литке стал первым среди военных моряков членом-корреспондентом Академии наук. Важными открытиями сопровождались и последующие русские кругосветные плавания, по числу которых наша Родина превзошла в этот период такие морские державы, как Англия и Франция, вместе взятые. К середине XIX в. русские совершили около 40 кругосветных и полукругосветных2 плаваний. Во время этих плаваний было открыто и нанесено на карту около 100 неизвестных островов Океании. Но мореплавателям XIX в. приходилось не столько открывать земли; сколько «закрывать» их. Взгляните на карту Тихого океана конца XVIII столетия и вы увидите десятки островов, показанных пунктиром или помеченных вопросом. Эти сомнительные земли нанесли на карты смелые, но не располагавшие точными навигационными приборами моряки XVII — XVIII вв. Такие земли или оказывались не в том месте, где были отмечены на карте, или не существовали вовсе. Учитывая все эти «закрытия» и открытия новых островов, Крузенштерн в 1815 г. составил «Атлас Южного моря» (так называли Тихий океан). Это руководство для судовождения пополнялось при переизданиях новыми данными и служило морякам вплоть до XX в. Очень важной для развития хозяйства и укрепления обороны наших дальневосточных окраин оказалась деятельность Геннадия Ивановича Невельского, командира транспорта «Байкал», доставившего в 1849 г. грузы из Кронштадта в Петропавловск-Камчатский. Исследуя Амур, Невельской опроверг утвердившееся мнение о недоступности устья реки для морских судов и доказал, что Сахалин отделен от материка судоходным проливом, названным впоследствии его именем. Эти географические открытия помогли освоению русскими огромных пространств Приморского края и о-ва Сахалин. Одновременно наш Дальний Восток получил защиту от иностранного вторжения. Русские кругосветные плавания особенно много дали в познании природы Мирового океана. Уже на корабле «Надежда», кроме обычных для того времени измерений температуры поверхностного слоя воды, впервые исследовались с помощью специального термометра температуры воды на глубинах до 400 м. А во время плавания Коцебу на «Рюрике» измеряли температуру океана до глубины почти 2 тыс. м. Однако эти измерения не были точны, так как применяемые термометры не имели защитного устройства от давления воды. Поэтому чем больше была глубина, тем сильнее сжимался столбик ртути в термометре и, поднимаясь по шкале, показывал температуру воды выше действительной. Первые достоверные измерения температуры глубинных Слоев воды были произведены во время второго плавания Коцебу на шлюпе «Предприятие», в котором участвовал русский физик Э. X. Ленц. Они стали возможны благодаря изобретенному Ленцем батометру. Этот прибор состоял из цилиндра с теплоизоляционной прокладкой и с герметически закрывающимися крышками-днищами. Опущенный на ту или иную глубину на тросе, он набирал воду и приносил ее без примеси вышележащего слоя воды и с той температурой, какая была на глубине, где брали пробу. Пользуясь батометром, Ленц и Коцебу установили, что даже в тропиках на больших глубинах температура воды всего около 2—3°. Во второй половине XIX в. русские плавания с Балтики на Дальний Восток почти прекратились в связи с началом Крымской войны, а затем — продажей царским правительством Аляски США. Среди иностранных кругосветных экспедиций первой половины XIX в. Своими географическими открытиями прославилась французская экспедиция на судне «Астролябия» в 1825 — 1829 гг. под Командованием Жюля Себастьяна Дюмон-Дюрвиля; Во время этого путешествия были положены на, карту северные берега о-вов Новая Зеландия и Новая Гвинея. Особенно важное значение в истории науки имело кругосветное плавание английского корабля «Бигль» в 1831 —1836 гг. под командованием Роберта Фиц-Роя. Экспедиция выполнила обширные гидрографические работы и, в частности, впервые подробно и точно описала большую часть Тихоокеанского побережья Южной Америки. На «Бигле» совершил путешествие знаменитый натуралист Чарлз Дарвин. Наблюдая и сравнивая природу различных областей Земли, Дарвин позже создал теорию развития жизни, обессмертившую его имя. Учение Дарвина нанесло сокрушительный удар по религиозным представлениям о сотворении мира и неизменности видов растений и животных. Во второй половине XIX в. начинается новый этап в изучении океана. В это время стали организовывать специальные океанографические экспедиции. Усовершенствовались техника и способы наблюдений физических, химических, биологических и других особенностей Мирового океана. Океанографические исследования широкого плана выполнила английская кругосветная экспедиция 1872 —1876 гг. на специально оборудованном судне — парусно-паровом корвете «Челленджер». Всю работу вела ученая комиссия из шести специалистов во главе с начальником экспедиции шотландским зоологом Уайвиллом Томсоном. Корвет прошел около 70 тыс. морских миль. Во время плавания на 362 глубоководных станциях (местах, где корабль останавливался для исследований) измеряли глубину, брали пробы грунта и образцы воды с разных глубин, измеряли температуру воды на разных горизонтах, вылавливали животных и растения, наблюдали за поверхностными и глубинными течениями. В продолжение всего путешествия каждый час отмечали состояние погоды. Собранные экспедицией материалы оказались так велики, что для их изучения в Эдинбурге пришлось создавать специальный институт. В обработке материалов участвовали многие английские и иностранные ученые во главе с участником плавания Джоном Мерреем — редактором трудов экспедиции. Отчет о результатах исследований на «Челленджере» составил 50 томов. Завершить издание удалось только через 20 лет после окончания экспедиции. Исследования «Челленджера» дали много нового и впервые позволили выявить общие закономерности природных явлений Мирового океана. Например, было установлено, что географическое распределение морских грунтов зависит от глубины океана и удаленности от берега, что температура воды в открытом океане везде, кроме полярных районов, от поверхности до самого дна непрерывно понижается. Впервые была составлена карта глубин трех океанов (Атлантического, Индийского, Тихого) и собрана первая коллекция глубоководных животных. За плаванием «Челленджера» последовали другие экспедиции. Обобщение и сопоставление собранных материалов приводило к выдающимся географическим открытиям. Особенно ими прославился замечательный русский флотоводец и ученый-моревед Степан Осипович Макаров. Когда Макарову было 18 лет, он опубликовал первую научную работу об изобретенном им способе определения девиации3 в море. В это время Макаров плавал на кораблях Балтийского флота. Одно из таких учебных плаваний в 1869 г. на броненосной лодке «Русалка» едва не закончилось гибелью судна. «Русалка» наскочила на подводный камень и получила пробоину. Судно было далеко от гавани и затонуло бы, но находчивый командир направил его на мель. После этого случая Макаров заинтересовался историей кораблекрушений и узнал, что от подводных пробоин погибло множество кораблей. Вскоре он нашел простой способ заделки пробоин с помощью особого парусинового пластыря, названного его именем. «Пластырь Макарова» стали применять на всех флотах мира. Макаров разработал также конструкцию водоотливных систем и других аварийных устройств на кораблях и тем самым стал основоположником учения о непотопляемости судна, т. е. его способности оставаться на воде, имея пробоины. Это учение позднее развил знаменитый кораблестроитель академик А. И. Крылов. Вскоре Макаров прославился как герой русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Видя ее неизбежность, он добился перевода на Черное море еще до начала военных действий. По Парижскому мирному договору, заключенному после Крымской войны, Россия не имела права строить военные корабли на этом море до 1871 г. и поэтому создать здесь свой флот еще не успела. Иностранные военные специалисты предсказывали полную свободу действий турецкого флота на Черном море. Однако благодаря Макарову этого не случилось. Он предложил использовать быстроходные торговые суда как плавучие базы для беспалубных минных катеров. Пассажирский пароход «Великий князь Константин» Макаров превратил в грозное боевое судно. Катера спускали на воду и на них шли в минную атаку на неприятельские корабли. Макаров применил и новое боевое оружие — торпеду, т. е. самодвижущуюся мину. Степан Осипович уничтожил и повредил немало кораблей противника, в том числе и броненосных; его лихие рейды сковали действия турецкого флота и немало способствовали победе России в войне. Минные катера, примененные Макаровым, стали родоначальниками нового класса кораблей — миноносцев. После войны Степана Осиповича назначили командиром парохода «Тамань», находившегося в распоряжении русского посла в Турции. Судно стояло в Константинополе. Свободное время Макаров решил использовать для исследования течений в Босфоре. От турецких рыбаков он услышал, что в этом проливе есть глубинное течение из Мраморного моря в Черное, оно идет навстречу поверхностному течению из Черного моря. О глубинном течении не упоминалось ни в одной из лоций, его не показывали ни на одной карте. Макаров на шлюпке-четверке выходил на середину пролива, и матросы спускали на тросе наполненный водой бочонок (анкерок) с привязанным к нему тяжелым грузом. Это «прямо показало мне,— рассказывал он,— что внизу существует обратное течение и довольно сильное, потому что анкерок в пять ведер воды был достаточен, чтобы заставить четверку двигаться против течения». Убедившись в существовании двух течений, Макаров решил их тщательно изучить. В то время еще не умели измерять скорость глубинных течений. Степан Осипович изобрел для этого прибор, получивший вскоре широкое распространение. Макаров провел тысячу измерений скорости течений в различных местах Босфора от поверхности до дна и сделал четыре тысячи определений температуры воды и ее удельного веса. Все это позволило ему установить, что глубинное течение вызывается разной плотностью вод Черного и Мраморного морей. В Черном море благодаря обильному стоку рек вода менее соленая, чем в Мраморном, а поэтому и менее плотная. В проливе на глубине давление со стороны Мраморного моря оказывается большим, чем со стороны Черного, что и порождает нижнее течение. О своих исследованиях Макаров рассказал в книге «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», которая в 1887 г. была отмечена премией Академии наук. В 1886—1889 гг. Макаров совершил кругосветное плавание на корвете «Витязь». Плавание «Витязя» навсегда вошло в историю океанографии. В этом заслуга Макарова и увлеченных им на путь служения науке офицеров и матросов. Сверх положенной повседневной военной службы экипаж корвета участвовал в океанографических исследованиях. Уже первые наблюдения, сделанные на «Витязе» вскоре после выхода из Кронштадта, привели к интересному открытию. Было установлено характерное для Балтийского моря в летний период расслоение воды на три слоя: теплый поверхностный с температурой свыше 10°, промежуточный на глубине 70— 100 м с температурой не больше 1,5° и придонный с температурой около 4°. В Атлантическом и Тихом океанах моряки «Витязя» успешно вели многосторонние наблюдения и, в частности, превзошли экспедицию на «Челленджере» в точности определения температур и удельного веса глубинной воды. На Дальнем Востоке «Витязь» пробыл свыше года, совершив несколько рейсов в северной части Тихого океана, во время которых исследовались районы, еще не посещенные ни одним океанографическим судном. На Балтику «Витязь» вернулся через Индийский океан, Красное и Средиземное моря. Все плавание заняло 993 дня. По окончании плавания Макаров тщательно обработал огромный материал наблюдений на «Витязе». Кроме того, он изучил и проанализировал судовые журналы всех кругосветных плаваний не только русских, но и иностранных судов. Степан Осипович составил карты теплых и холодных течений и специальные таблицы распределения температуры и плотности воды на разных глубинах. Он сделал обобщения, раскрывающие закономерности природных процессов Мирового океана в целом. Так, он впервые пришел к выводу, что поверхностные течения во всех морях северного полушария имеют, как правило, круговое вращение и направлены против часовой стрелки; в южном же полушарии течения движутся по часовой стрелке. Макаров верно указал, что причина этого — отклоняющая сила вращения Земли вокруг оси («закон Кориолиса», согласно которому все тела при движении отклоняются в северном полушарии вправо, в южном — влево). Результаты исследований Макарова составили капитальный труд «Витязь» и Тихий океан». Эта работа была удостоена премии Академии наук и большой золотой медали Русского географического общества. В 1895—1896 гг. Макаров, командуя уже эскадрой, вновь плавал на Дальнем Востоке и, как прежде, проводил научные наблюдения. Здесь он пришел к выводу о необходимости быстрейшего освоения Северного морского пути. Этот путь, говорил Степан Осипович, «вызовет к жизни дремлющий теперь Север Сибири» и свяжет центр страны с Дальним Востоком как кратчайшая, а одновременно и безопасная, далекая от иностранных владений морская дорога. Вернувшись в Петербург, Макаров обратился к правительству с проектом постройки мощного ледокола для исследования Арктики, но тупые царские чиновники всячески ему противодействовали. Тогда ученый выступил в Географическом обществе с докладом, в котором убедительно доказал, «что ни одна страна не заинтересована в ледоколах столько, сколько Россия». Виднейшие ученые, в том числе П. П. Семенов-Тян-Шанский и Д. И. Менделеев, решительно поддержали проект Макарова, и в октябре 1898 г. первый в мире мощный ледокол «Ермак», построенный по чертежам Макарова в Ньюкасле (Англия), был спущен на воду. Летом 1899 г. «Ермак» под командованием Макарова совершил первое арктическое плавание. Он проник к северу ох Шпицбергена и выполнил исследования в Ледовитом океане. Новую славу принесло «Ермаку» спасение броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», наскочившего во время снежной бури на камни у о-ва Готланд. Во время этой операции было впервые применено великое изобретение А. С. Попова — радио. В 1904 г. началась русско-японская война. Вице-адмирал Макаров был назначен командующим Тихоокеанским флотом, действия которого из-за нерешительности бездарных предшественников Макарова ограничились пассивной обороной Порт-Артура. Стремясь внести перелом в ход военных действий, Макаров приступает к активным операциям, лично руководя боевыми походами соединений кораблей. 31 марта 1904 г. броненосец «Петропавловск», на котором Степан Осипович возвращался после отражения очередной атаки японских кораблей на Порт-Артур, подорвался на мине. Затонувший в течение нескольких минут броненосец стал могилой этого замечательного человека. Исследования Макарова в Босфоре положили начало изучению Черного моря. В этом море в 1890—1891 гг. работала экспедиция под руководством профессора Морской академии Иосифа Бернардовича Шпиндлера. Экспедиция установила, что в Черном море до глубины 200 м вода имеет меньшую соленость, чем в нижележащих слоях, а на глубине свыше 200 м нет кислорода и образуется сероводород. В центральной части моря исследователи обнаружили глубины до 2000 м. В 1897 г. экспедиция Шпиндлера исследовала каспийский залив Кара-Богаз-Гол и нашла в нем мирабилит — ценное химическое сырье. В 1898 г. начала работу Мурманская научно-промысловая экспедиция. Она изучала возможности развития рыбных промыслов в Баренцевом море. Эту экспедицию, работавшую на научно-промысловом судне «Андрей Первозванный», возглавлял профессор, впоследствии почетный академик Николай Михайлович Книпович. Он был вице-президентом созданного в 1898 г. Международного совета по изучению морей для морских промыслов и выработки мер охраны естественных богатств моря от хищнического истребления. Мурманская экспедиция работала до 1906 г. Она провела подробное океанографическое исследование Баренцева моря и, в частности, составила первую карту течений этого моря. Первая мировая война 1914 г. приостановила исследования наших морей. Они возобновились уже при Советской власти, когда приняли планомерный характер и невиданный ранее размах.
1 Волонтер — лицо, добровольно поступившее на военную службу. 2 При полукругосветных плаваниях корабли, достигнув Дальнего Востока, либо навсегда оставались там, либо возвращались на Балтику тем же путем, каким пришли. 3 Девиация — отклонение магнитной стрелки судовых компасов от направления магнитного меридиана под влиянием металлических частей корабля. |
ПОИСК
Block title
|