|
Австралия. Миклухо-Маклай
Внутренние области Австралии к началу XIX в. представляли сплошное «белое пятно», окаймленное не везде правильно показанной чертой берега. Англия, объявившая Австралию своей колонией, поначалу использовала ее как место ссылки, центром которой стал Порт-Джексон (ныне Сидней). Слухи о благодатной земле стали привлекать сюда переселенцев из Англии. Основным занятием быстро увеличивающегося населения стало скотоводство. Вскоре возникли серьезные трудности. Пастбищ в прибрежной полосе на востоке материка было мало, а доступ в глубь континента преграждали Голубые горы. Долго никто не решался их преодолеть, но засуха в 1813 г. заставила англичан приступить к решительным действиям. В поисках пастбищ для овец они наконец нашли проход в горах, за которыми обнаружили превосходные пастбища. Так был найден путь в бассейн рек Муррея и Дарлинга, который шаг за шагом осваивался и к середине XIX в. стал хорошо изучен и использован скотоводами. В поисках новых пастбищных угодий экспедиция овцеводов, возглавляемая Э. Эйром, в 1840—1841 гг. направилась из селения Аделаида вдоль побережья на запад. Пройденные по бесплодной земле 2000 км стоили жизни нескольким путешественникам, но к желанной цели не привели. Это была совершенно бесплодная равнина, которая и получила меткое название «Налларбор» («Ни одного дерева»). В 40—50-е годы XIX в. было проведено несколько экспедиций в глубь материка на юго-востоке и северо-западе с той же целью. Постепенно эти области Австралии принимали на карте достоверные очертания. В 1851 г. экспедиция Р. Берка пересекла материк от Аделаиды до залива Карпентария. В основном изучение внутренних областей Австралии было завершено к концу XIX в., а последние, самые труднодоступные районы были пройдены путешественниками в первой четверти нашего столетия. Исследование Австралии и особенно Океании в конце XIX в. связано с путешествиями Николая Николаевича Миклухо-Маклая. Ученого интересовал вопрос о происхождении и родстве человеческих рас. В те годы в антропологии1 шла ожесточенная борьба. Реакционные ученые — «полигенисты» утверждали, что человеческие расы происходят от различных, очень отдаленных друг от друга прародителей. Белая раса, утверждали они, ведет начало от человекоподобных предков, более совершенных, чем предки черной, красной или желтой расы. Поэтому полигенисты считали белую расу высшей, якобы самой природой предназначенной к господству над «цветными», «низшими» расами. Передовые ученые — «моногенисты» доказывали, что все люди независимо от расовых признаков произошли от одних и тех же предков. Поэтому все нации равноценны по своим умственным и физическим задаткам. Существующие же различия в культурном и экономическом уровне жизни народов зависят от исторических условий. Миклухо-Маклай решил для доказательства равноценности рас провести наблюдения среди «дикарей», как презрительно называли буржуазные ученые темнокожих обитателей далеких областей мира. Проект экспедиции Миклухо-Маклая поддержало Русское географическое общество и в октябре 1870 г. он на корвете «Витязь» направился из Кронштадта к Новой Гвинее. Путешественник высадился в бухте Астролябия на северном берегу Новой Гвинеи, названном им по праву первооткрывателя Берегом Маклая. Корабль продолжал кругосветное плавание, а Миклухо-Маклай поселился в домике, построенном среди девственного тропического леса, по соседству с селениями папуасов, слывших людоедами. Отправившись впервые в ближайшую деревню, ученый не взял с собой никакого оружия. Папуасы, убедившись в мирных намерениях пришельца, не тронули его и вскоре установили с ним самые дружеские отношения. Изучая жизнь островитян, Миклухо-Маклай все больше убеждался в ошибочности «теории» о неспособности к развитию «черных людей». Папуасы под его руководством научились пользоваться металлическими орудиями, а в нравственном отношении, как отмечает ученый, во многом могли служить примером «так называемым цивилизованным нациям» . Свыше года прожил Миклухо-Маклай в бухте Астролябия, а затем на пришедшем за ним клипере «Изумруд» (клипер — быстроходное парусное судно, существовавшее до конца XIX в.) совершил большое путешествие по Индо-Малайскому архипелагу. В 1874—1875 гг. ученый первым из европейцев проник в глубь Малаккского п-ова и изучал жизнь никем до него не виденных «лесных людей». Затем он исследовал население о-вов Адмиралтейства и опять вернулся на Новую Гвинею, где прожил больше года. В 1879—1881 гг. Миклухо-Маклай плавал на торговой шхуне по Меланезии и жил некоторое время в Австралии, где создал первую на этом материке научную морскую станцию близ Сиднея. В 1882 г. после 12 лет непрерывных путешествий ученый вернулся в Петербург и доложил результаты своих исследований Географическому обществу. Пребывание на Родине было недолгим: обеспокоенный сообщениями, что Новую Гвинею собираются захватить колонизаторы, Миклухо-Маклай снова поехал на этот остров. И действительно, первые колониальные авантюристы уже успели совершить разбойничье нападение на мирные селения островитян и многих из них увезли в рабство на свои плантации. Миклухо-Маклай, стремясь защитить своих друзей папуасов, направил царскому правительству письмо с предложением принять Берег Маклая под покровительство России. Но это предложение было отклонено. Вернувшись в Петербург, ученый выступил в газетах с призывом ехать с ним на Новую Гвинею для основания добровольной колонии. Желающих оказалось более 2000 человек. Осуществить этот план, не имея средств, ученый не смог. В 1884 г. Германия объявила Берег Маклая своей колонией. Миклухо-Маклай послал немецкому правительству негодующий протест. Миклухо-Маклай подорвал здоровье в путешествиях и в возрасте 42 лет умер, так и не успев опубликовать своих главных научных работ. Его дневники путешествий и научные сочинения были изданы лишь в советское время, когда идеи ученого о равноправии людей независимо от цвета кожи и национальности впервые в истории человечества стали законом жизни общества. Миклухо-Маклай сделал немало географических открытий, но самое большое открытие, обессмертившее его имя,— это открытие человека среди «первобытных народов». «Вы, — сказал восхищенный Л. Н. Толстой,—первый, несомненно, опытом доказали, что человек везде человек!»
1 Антропология — наука, изучающая биологическую природу человека: его происхождение, эволюцию, внешние особенности различных человеческих рас.
|
|