. Исследование Арктики в наши дни
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Исследование Арктики в наши дни

Первая дрейфующая станция «Северный полюс» положила начало двум совершенно новым способам исследования Ледовитого океана: при помощи воздушных высокоширотных эк­спедиций и дрейфующих станций. В наши дни ведут исследования дрейфующие станции «Северный полюс-13» и «Северный полюс-12». В 1961 г. была организована с помощью мощного атомного ледокола «Ленин» стан­ция «Северный полюс-10». Создание атом­ного ледокола открывает еще более широкие возможности в освоении богатств Советской Арктики и дальнейшего развития народного хозяйства северных районов нашей страны. Кроме того, в Арктике ученые ведут большие работы на ледоколах и морских судах, на по­лярных береговых и островных станциях, ко­торых уже больше сотни. Научные дрейфующие станции «Северный по­люс» за четверть века прошли более 40 тыс. км —расстояние, равное экватору Земли. Советские ученые-полярники за последние три десятилетия провели в Арктике свыше 500 воздушных, морских и наземных экспеди­ций. В результате этих работ получены точные научные представления о животном и расти­тельном мире, о рельефе дна Северного Ледови­того океана, геологическом строении его бере­гов, свойствах водных масс арктических морей, ледяном покрове океана и дрейфе льдов, о маг­нитных явлениях, протекающих на Севере. Коренным образом изменились представле­ния о рельефе дна Арктического бассейна. Его представляли в виде корытообразной впадины. Строение дна оказалось сложным: глубокие котловины сменяются значительными подвод­ными хребтами. Арктический бассейн от Ново­сибирских о-вов до Гренландии и о-ва Элсмира (Канадский архипелаг) пересекается мощным подводным хребтом Ломоносова. Длина этого хребта около 1800 км, он поднимается на 2500— 3000 ж над ложем океана; наименьшая глубина над ним 954 м. Кроме этого подводного хребта, обнаружены другие горные цепи. Одна из них — хребет Менделеева — тянется параллельно хреб­ту Ломоносова на 1500 км от Земли Гранта до о-ва Врангеля. Подводные хребты Арктического бассейна расчленяют его на две крупные котловины: приатлантическую (котловина Нансена), глу­бина которой колеблется в пределах 4—5 тыс. м, и притихоокеанскую (котловина Бофорта) с преобладающими глубинами 3—4 тыс. м и с наи­большей известной глубиной 4689 м. В последние годы в Арктике проводится запуск метеорологических ракет. Полученные с их помощью сведения совершенно изменили существовавшее ранее представление о цирку­ляции воздушных масс. Теперь известно, что погода формируется не только в тропосфере (см. стр. 192), но и в толще стратосферы. Широко применяются автоматические радиовехи и ра­диометеорологические станции. Их ежегодно устанавливают на дрейфующих льдах Аркти­ческого бассейна. Передавая в определенные часы радиосигналы, эти установки позволяют следить за дрейфом льдов и основными элемен­тами погоды. Таким образом получают ценные дополнения к наблюдениям дрейфующих стан­ций. Все это дает возможность составлять про­гнозы погоды и ледовой обстановки. С мужеством, упорством и настойчивостью работают советские ученые на дрейфующих станциях. Вместе с полярным льдом они совер­шают сложный путь по Северному Ледовитому океану, подвергаясь постоянной опасности по­пасть в разверзающиеся трещины или под об­ломки льда, когда образуются торосы. Летом жилища полярников заливает вода, а в долгую ночь заносит снег. Холод и вьюга, дробление льдов, мрак полярной ночи не прерывают си­стематических наблюдений, хотя иной раз всем приходится бросать работу и спасать лагерь: переносить его в более спокойное место. Советские полярники открыли многие тайны Арктики и помогли проложить Северный мор­ской путь из Атлантики в Тихий океан. Теперь арктическая трасса объединяет в единую транс­портную систему могучие северные реки Обь, Енисей, Лену и дает выход в океан богатствам Сибири и Крайнего Севера. Регулярное судо­ходство в арктических морях способствует бы­строму развитию народного хозяйства совет­ского Заполярья. Неузнаваемо изменилась Арктика за годы Советской власти. На неизведанных когда-то северных берегах Сибири выросли морские порты, благоустроенные города, промышленные предприятия, радиоцентры, научные обсерва­тории. Крупные населенные пункты Севера имеют школы, клубы, библиотеки, больницы, магазины. Ежегодно по трассе Северного мор­ского пути проходят сотни кораблей, летают самолеты. Радиослужба обеспечивает беспере­бойную радиосвязь с любым пунктом Запо­лярья. Советская Арктика перестала быть диким и заброшенным краем. Советским морякам принадлежит честь пер­вооткрывателей подводных путей под суровыми льдами Северного полярного бассейна. Наши подводники еще в начале 30-х годов уверенно плавали подо льдами. Легендарный поход со­вершила атомная подводная лодка «Ленинский комсомол», которая во время одного из плаваний в Арктическом бассейне дважды прошла подо льдами Северного полюса. В отличие от Северо-Восточного Северо-За­падный проход практически не используется, так как в этом нет необходимости.
ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ