|
Исследование Арктики в наши дни
Первая дрейфующая станция «Северный полюс» положила начало двум совершенно новым способам исследования Ледовитого океана: при помощи воздушных высокоширотных экспедиций и дрейфующих станций. В наши дни ведут исследования дрейфующие станции «Северный полюс-13» и «Северный полюс-12». В 1961 г. была организована с помощью мощного атомного ледокола «Ленин» станция «Северный полюс-10». Создание атомного ледокола открывает еще более широкие возможности в освоении богатств Советской Арктики и дальнейшего развития народного хозяйства северных районов нашей страны. Кроме того, в Арктике ученые ведут большие работы на ледоколах и морских судах, на полярных береговых и островных станциях, которых уже больше сотни. Научные дрейфующие станции «Северный полюс» за четверть века прошли более 40 тыс. км —расстояние, равное экватору Земли. Советские ученые-полярники за последние три десятилетия провели в Арктике свыше 500 воздушных, морских и наземных экспедиций. В результате этих работ получены точные научные представления о животном и растительном мире, о рельефе дна Северного Ледовитого океана, геологическом строении его берегов, свойствах водных масс арктических морей, ледяном покрове океана и дрейфе льдов, о магнитных явлениях, протекающих на Севере. Коренным образом изменились представления о рельефе дна Арктического бассейна. Его представляли в виде корытообразной впадины. Строение дна оказалось сложным: глубокие котловины сменяются значительными подводными хребтами. Арктический бассейн от Новосибирских о-вов до Гренландии и о-ва Элсмира (Канадский архипелаг) пересекается мощным подводным хребтом Ломоносова. Длина этого хребта около 1800 км, он поднимается на 2500— 3000 ж над ложем океана; наименьшая глубина над ним 954 м. Кроме этого подводного хребта, обнаружены другие горные цепи. Одна из них — хребет Менделеева — тянется параллельно хребту Ломоносова на 1500 км от Земли Гранта до о-ва Врангеля. Подводные хребты Арктического бассейна расчленяют его на две крупные котловины: приатлантическую (котловина Нансена), глубина которой колеблется в пределах 4—5 тыс. м, и притихоокеанскую (котловина Бофорта) с преобладающими глубинами 3—4 тыс. м и с наибольшей известной глубиной 4689 м. В последние годы в Арктике проводится запуск метеорологических ракет. Полученные с их помощью сведения совершенно изменили существовавшее ранее представление о циркуляции воздушных масс. Теперь известно, что погода формируется не только в тропосфере (см. стр. 192), но и в толще стратосферы. Широко применяются автоматические радиовехи и радиометеорологические станции. Их ежегодно устанавливают на дрейфующих льдах Арктического бассейна. Передавая в определенные часы радиосигналы, эти установки позволяют следить за дрейфом льдов и основными элементами погоды. Таким образом получают ценные дополнения к наблюдениям дрейфующих станций. Все это дает возможность составлять прогнозы погоды и ледовой обстановки. С мужеством, упорством и настойчивостью работают советские ученые на дрейфующих станциях. Вместе с полярным льдом они совершают сложный путь по Северному Ледовитому океану, подвергаясь постоянной опасности попасть в разверзающиеся трещины или под обломки льда, когда образуются торосы. Летом жилища полярников заливает вода, а в долгую ночь заносит снег. Холод и вьюга, дробление льдов, мрак полярной ночи не прерывают систематических наблюдений, хотя иной раз всем приходится бросать работу и спасать лагерь: переносить его в более спокойное место. Советские полярники открыли многие тайны Арктики и помогли проложить Северный морской путь из Атлантики в Тихий океан. Теперь арктическая трасса объединяет в единую транспортную систему могучие северные реки Обь, Енисей, Лену и дает выход в океан богатствам Сибири и Крайнего Севера. Регулярное судоходство в арктических морях способствует быстрому развитию народного хозяйства советского Заполярья. Неузнаваемо изменилась Арктика за годы Советской власти. На неизведанных когда-то северных берегах Сибири выросли морские порты, благоустроенные города, промышленные предприятия, радиоцентры, научные обсерватории. Крупные населенные пункты Севера имеют школы, клубы, библиотеки, больницы, магазины. Ежегодно по трассе Северного морского пути проходят сотни кораблей, летают самолеты. Радиослужба обеспечивает бесперебойную радиосвязь с любым пунктом Заполярья. Советская Арктика перестала быть диким и заброшенным краем. Советским морякам принадлежит честь первооткрывателей подводных путей под суровыми льдами Северного полярного бассейна. Наши подводники еще в начале 30-х годов уверенно плавали подо льдами. Легендарный поход совершила атомная подводная лодка «Ленинский комсомол», которая во время одного из плаваний в Арктическом бассейне дважды прошла подо льдами Северного полюса. В отличие от Северо-Восточного Северо-Западный проход практически не используется, так как в этом нет необходимости.
|
|