|
Подготовка к походу. Юные географы и геологи
Подготовка к походу
Кто из нас, стоя у карты, не мечтал: хорошо бы поехать на Кавказ, в Арктику, в Антарктиду, в пустыню Каракумы и в другие места! Конечно, это очень интересно. Но познакомьтесь с биографиями великих путешественников и вы узнаете, что они задолго до дальних экспедиций много путешествовали по родным местам. Они учились наблюдать природу, тренировались и закалялись для трудной работы в путешествиях. В родном краю, в котором на первый взгляд все известно, всегда окажется много нового и интересного для исследователя. В каждом маленьком путешествии-походе расширяется географический кругозор, накапливаются знания и опыт. Главное в путешествии — это умение видеть и наблюдать. Опыт показывает, что турист или натуралист, не подготовленный к путешествию, видит сравнительно мало и может пропустить интересное и важное в пути. Происходит это потому, что внимание путешественника рассеивается, взгляд его ни на чем не сосредоточивается. Совершенно иначе воспримет окружающий мир человек, знающий, на что надо смотреть и что замечать. ![](http://enciklopediya1.ru/tom1/tom1-1/364.png) Путешествие оставит в его памяти значительно больше впечатлений и, несомненно, обогатит его новыми знаниями. Вот почему очень важно заранее тщательно подготовиться к путешествию и изучить будущий маршрут под углом зрения, что хотят узнать путешественники. Прежде чем отправиться в путь, надо решить, куда идти или ехать и зачем. Это очень важно, так как от этого зависит подготовка к путешествию. Целью похода должно быть знакомство с Родиной: географическое исследование какой-либо местности, поиски полезных ископаемых, знакомство с хозяйством района — колхозами, совхозами, промышленными предприятиями, сбор коллекций минералов, растений, насекомых и т. д. Готовясь к походу, надо использовать опыт знаменитых путешественников: перед экспедициями они изучали литературу, карты, готовили снаряжение, разрабатывали маршруты, тренировались. В путешествии предстоит большая работа, поэтому необходимо заранее составить план и распределить обязанности между участниками похода. Познакомьтесь с книгами и газетными статьями о местах, по которым вы собираетесь путешествовать. В каждом городе и селе есть люди, хорошо знающие свой край. Они могут рассказать многое, о чем нигде не написано, с ними следует посоветоваться и о маршруте. Для похода нужна карта района. Ее надо перевести на кальку. На основе подробной карты можно составить схематическую и на ней проложить свой маршрут. В походе схематическая карта будет уточняться и дополняться наблюдениями исследователей. После похода участники его должны составить географическое описание района и справочник географических названий. В этот справочник следует занести в алфавитном порядке названия рек, деревень, оврагов и т. д., которые встретятся во время похода. Рядом с каждым названием нужно давать краткое пояснение: если это река, то откуда и куда она течет, какова ее ширина, скорость течения, много ли в ней воды (каков расход); если это населенный пункт, то должно быть указано его точное местоположение, численность населения, описан внешний вид, дана характеристика хозяйства колхоза, отмечено наличие школ, больниц, изб-читален, магазинов. Такой справочник очень полезен при описании района и выборе маршрутов будущих походов. Маршрут следует наметить так, чтобы он проходил по разнообразным природным участкам. Если поблизости есть большой овраг, включите его в маршрут. Будет интересно определить его ширину, глубину, крутизну склонов как в верховьях, так и в устье. Включите в маршрут часть берега реки, чтобы исследовать его геологическое строение и сделать гидрографические наблюдения. Побывайте на водоразделе. ![](http://enciklopediya1.ru/tom1/tom1-1/365.png) Не нужно отказываться от боковых или радиальных маршрутов, которые могут дать много интересного для наблюдения. Если времени на радиальные маршруты для всей группы не хватит, то можно разбить ее на отряды и каждому поручить самостоятельный радиальный маршрут. Затем все собранные материалы надо обсудить на общем собрании и обобщить в дневнике. Если юные туристы не первый раз участвуют в походе и имеют некоторую подготовку, то лучше распределить между ними работу: одним участникам похода поручить составить описание рельефа, другим — познакомиться с геологией района, третьим — изучить реки, озера, ручьи и болота, четвертым — наблюдать растительность и животный мир, пятым — проводить метеорологические наблюдения, шестым— описать исторические и археологические памятники, собрать сведения об экономике края и т. д. Такое распределение работы (в экспедиции всегда организуются специализированные группы-бригады) позволит собрать материал по району богаче и полнее. Число групп и распределение работы зависят от количества участников туристского похода. Распределяя работу среди юных туристов, необходимо учитывать интересы и способности каждого из них. Бригада картографов сделает копии всех нужных карт. В путешествии она будет уточнять карту, вести глазомерную съемку, составлять список-словарик географических объектов. В эту бригаду охотно войдут школьники, которые любят чертить и рисовать. Перед походом они в совершенстве изучат карту, научатся ориентировать ее и пользоваться ею в пути. Конечно, и остальные участники похода должны уметь обращаться с картой в пути. ![](http://enciklopediya1.ru/tom1/tom1-1/366.png) Бригада биологов объединит школьников — любителей ботаники и зоологии. Они же будут вести исследование почв. Перед походом им придется много поработать над снаряжением:сделать папки для гербария, различные сачки (для ловли плавающих и донных животных, а также насекомых), морилки и расправилки для бабочек и насекомых. Бригада геологов и геоморфологов будет описывать геологические обнажения в овражных и речных обрывах и в карьерах, если они попадутся на пути. Кроме того, зарисует формы рельефа местности: холмы, западины, промоины, оползни, овраги, речные террасы и т. д.
Бригада гидрологов займется описанием речек, озер, прудов, болот. Гидрологи исследуют также ширину, глубину, скорость течения рек, цвет и прозрачность воды.
В одну группу могут объединиться все любители истории и литературы. Они соберут материалы об исторических событиях, происходивших на территории маршрута, запишут сказки, песни, пословицы и поговорки — словом, все то, что называется устным народным творчеством (фольклором). Обычно в эту же группу входят и экономико-географы, которые изучают заводы, колхозы, совхозы, различные предприятия на исследуемой территории. Результатом их работ будет экономико-географическая характеристика района. В каждой туристской группе должны быть метеорологи, которые во время путешествия будут измерять температуру и давление воздуха, скорость ветра, определять направление ветра, облачность, интенсивность и продолжительность осадков. В обязанность метеорологов входит также давать прогноз погоды на ближайшие дни. Любители-фотографы и художники могут образовать группу корреспондентов, работающую вместе с редактором дневника похода. Нужно обязательно назначить двух санитаров. В поход не следует брать ничего лишнего, но все необходимое должно быть. В зависимости от цели путешествия и маршрута нужно подготовить снаряжение как групповое, так и личное. Перед походом проверьте снаряжение и укладку вещей. Некоторые вещи, нужные в походе, можно сделать самим. Как это сделать, показано на таблице, а подробно об этом рассказывается в «Книге вожатого» и в «Спутнике юного туриста». Издавна у географов установлено правило: «Что наблюдаешь — записывай». А записывать надо точно и по возможности подробно. Когда географ-исследователь выезжает в экспедицию, он берет с собой много различных, иногда очень сложных приборов. Только с их помощью можно с большой достоверностью определить расстояние, измерить крутизну склонов горы или оврага, высоту холмов и гор, рассчитать водоносность реки и т. д. Юным исследователям родного края следует также запастись приборами и научиться хорошо пользоваться ими. Многие приборы они смогут сделать сами. В школе да и в классе всегда есть ребята, которые любят строить, умеют паять, выпиливать из фанеры. Большую помощь в этом могут оказать учителя географии, математики , физики и труда. На глаз трудно определить высоту дерева или холма, для этого нужен прибор — угломер. Весь прибор умещается в кармане и состоит из картонки или спичечной коробки, на которой нарисована полуокружность и нанесены деления от 0 до 90° и далее до 0°. Диаметр, ограничивающий этот полукруг, лежит на длинной боковой стенке коробки. Вдоль этой стороны и следует смотреть, направляя луч зрения на вершину холма или по склону. Отвес, т. е. грузик, прикрепленный на ниточке к центру полукруга, покажет на шкале угол в градусах. Нетрудно самим сделать папки для гербария, топографические планшеты, полевую книжку, карманные солнечные часы, прибор для рисования. Для определения направления ветра надо смастерить флюгер из жести; для гидрологических исследований — поплавки (чтобы определять скорость течения), рейки с делениями для измерения глубины рек и озер и диск Секки — белый круг диаметром 30 см — для определения прозрачности воды. Перед путешествием проведите тренировочный поход, чтобы выявить все недостатки, устранить их и узнать, насколько группа юных туристов подготовлена для исследования своего края.
|
|