. Подготовка к походу. Юные географы и геологи
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Подготовка к походу. Юные географы и геологи

Подготовка к походу

Кто из нас, стоя у карты, не мечтал: хоро­шо бы поехать на Кавказ, в Арктику, в Антарк­тиду, в пустыню Каракумы и в другие места! Конечно, это очень интересно. Но познакомьтесь с биографиями великих путешественников и вы узнаете, что они задолго до дальних экспедиций много путешествовали по родным местам. Они учились наблюдать при­роду, тренировались и закалялись для трудной работы в путешествиях. В родном краю, в котором на первый взгляд все известно, всегда окажется много нового и интересного для исследователя. В каждом маленьком путешествии-походе расширяется географический кругозор, накапливаются зна­ния и опыт. Главное в путешествии — это умение ви­деть и наблюдать. Опыт показывает, что ту­рист или натуралист, не подготовленный к пу­тешествию, видит сравнительно мало и может пропустить интересное и важное в пути. Проис­ходит это потому, что внимание путешествен­ника рассеивается, взгляд его ни на чем не со­средоточивается. Совершенно иначе воспримет окружающий мир человек, знающий, на что надо смотреть и что замечать. Путешествие оставит в его памяти значительно больше впе­чатлений и, несомненно, обогатит его новыми знаниями. Вот почему очень важно заранее тщательно подготовиться к путешествию и изу­чить будущий маршрут под углом зрения, что хотят узнать путешественники. Прежде чем отправиться в путь, надо ре­шить, куда идти или ехать и зачем. Это очень важно, так как от этого зависит подготовка к путешествию. Целью похода должно быть знакомство с Родиной: географическое иссле­дование какой-либо местности, поиски полез­ных ископаемых, знакомство с хозяйством рай­она — колхозами, совхозами, промышленными предприятиями, сбор коллекций минералов, растений, насекомых и т. д. Готовясь к походу, надо использовать опыт знаменитых путешественников: перед экспе­дициями они изучали литературу, карты, го­товили снаряжение, разрабатывали маршруты, тренировались. В путешествии предстоит боль­шая работа, поэтому необходимо заранее соста­вить план и распределить обязанности между участниками похода. Познакомьтесь с книгами и газетными стать­ями о местах, по которым вы собираетесь путе­шествовать. В каждом городе и селе есть люди, хорошо знающие свой край. Они могут рас­сказать многое, о чем нигде не написано, с ними следует посоветоваться и о маршруте. Для похода нужна карта района. Ее надо перевести на кальку. На основе подробной карты можно составить схематическую и на ней проложить свой маршрут. В походе схемати­ческая карта будет уточняться и дополняться наблюдениями исследователей. После похода участники его должны со­ставить географическое описание района и спра­вочник географических названий. В этот спра­вочник следует занести в алфавитном порядке названия рек, деревень, оврагов и т. д., кото­рые встретятся во время похода. Рядом с каж­дым названием нужно давать краткое поясне­ние: если это река, то откуда и куда она течет, какова ее ширина, скорость течения, много ли в ней воды (каков расход); если это населен­ный пункт, то должно быть указано его точное местоположение, численность населения, опи­сан внешний вид, дана характеристика хозяй­ства колхоза, отмечено наличие школ, боль­ниц, изб-читален, магазинов. Такой справоч­ник очень полезен при описании района и выбо­ре маршрутов будущих походов. Маршрут следует наметить так, чтобы он проходил по разнообразным природным участ­кам. Если поблизости есть большой овраг, включите его в маршрут. Будет интересно опре­делить его ширину, глубину, крутизну скло­нов как в верховьях, так и в устье. Включите в маршрут часть берега реки, чтобы исследовать его геологическое строение и сделать гидрографические наблюдения. Побы­вайте на водоразделе. Не нужно отказываться от боковых или ра­диальных маршрутов, которые могут дать много интересного для наблюдения. Если времени на радиальные маршруты для всей группы не хва­тит, то можно разбить ее на отряды и каждому поручить самостоятельный радиальный марш­рут. Затем все собранные материалы надо обсудить на общем собрании и обобщить в дневнике. Если юные туристы не первый раз участ­вуют в походе и имеют некоторую подготовку, то лучше распределить между ними работу: одним участникам похода поручить составить описание рельефа, другим — познакомиться с геологией района, третьим — изучить реки, озера, ручьи и болота, четвертым — наблюдать растительность и животный мир, пятым — про­водить метеорологические наблюдения, шестым— описать исторические и археологические памят­ники, собрать сведения об экономике края и т. д. Такое распределение работы (в экспедиции всегда организуются специализированные груп­пы-бригады) позволит собрать материал по району богаче и полнее. Число групп и распределение работы зависят от количества участников туристского похода. Распределяя работу среди юных туристов, необходимо учитывать интересы и способности каждого из них. Бригада картографов сделает копии всех нужных карт. В путешествии она будет уточнять карту, вести глазомерную съемку, составлять список-словарик географических объектов. В эту бригаду охотно войдут школьники, кото­рые любят чертить и рисовать. Перед походом они в совершенстве изучат карту, научатся ориентировать ее и пользоваться ею в пути. Конечно, и остальные участники похода дол­жны уметь обращаться с картой в пути. Бригада биологов объединит школьников — любителей ботаники и зоологии. Они же будут вести исследование почв. Перед походом им придется много поработать над снаряжением:сделать папки для гербария, различные сачки (для ловли плавающих и донных животных, а также насекомых), морилки и расправилки для бабочек и насекомых. Бригада геологов и геоморфологов будет описывать геологические обнажения в овраж­ных и речных обрывах и в карьерах, если они попадутся на пути. Кроме того, зарисует формы рельефа местности: холмы, западины, промоины, оползни, овраги, речные террасы и т. д.
Бригада гидрологов займется описанием ре­чек, озер, прудов, болот. Гидрологи исследуют также ширину, глубину, скорость течения рек, цвет и прозрачность воды.
В одну группу могут объединиться все лю­бители истории и литературы. Они соберут материалы об исторических событиях, проис­ходивших на территории маршрута, запишут сказки, песни, пословицы и поговорки — сло­вом, все то, что называется устным народным творчеством (фольклором). Обычно в эту же группу входят и экономико-географы, которые изучают заводы, колхозы, совхозы, различные предприятия на исследуемой территории. Ре­зультатом их работ будет экономико-географи­ческая характеристика района. В каждой туристской группе должны быть метеорологи, которые во время путешествия будут измерять температуру и давление воздуха, скорость ветра, определять направление ветра, облачность, интенсивность и продолжитель­ность осадков. В обязанность метеорологов входит также давать прогноз погоды на ближай­шие дни. Любители-фотографы и художники могут образовать группу корреспондентов, работаю­щую вместе с редактором дневника похода. Нужно обязательно назначить двух санитаров. В поход не следует брать ничего лишнего, но все необходимое должно быть. В зависимо­сти от цели путешествия и маршрута нужно подготовить снаряжение как групповое, так и личное. Перед походом проверьте снаряже­ние и укладку вещей. Некоторые вещи, нужные в походе, можно сделать самим. Как это сделать, показано на таблице, а подробно об этом рассказывается в «Книге вожатого» и в «Спутнике юного ту­риста». Издавна у географов установлено правило: «Что наблюдаешь — записывай». А записывать надо точно и по возможности подробно. Когда географ-исследователь выезжает в экс­педицию, он берет с собой много различных, иногда очень сложных приборов. Только с их помощью можно с большой до­стоверностью определить расстояние, измерить крутизну склонов горы или оврага, высоту хол­мов и гор, рассчитать водоносность реки и т. д. Юным исследователям родного края следует также запастись приборами и научиться хорошо пользоваться ими. Многие приборы они смогут сделать сами. В школе да и в классе всегда есть ребята, которые любят строить, умеют паять, выпиливать из фанеры. Большую помощь в этом могут оказать учителя геогра­фии, математики , физики и труда. На глаз трудно определить высоту дерева или холма, для этого нужен прибор — угломер. Весь прибор умещается в кармане и состоит из картонки или спичечной коробки, на которой нарисована полуокружность и нанесены деле­ния от 0 до 90° и далее до 0°. Диаметр, ограничи­вающий этот полукруг, лежит на длинной бо­ковой стенке коробки. Вдоль этой стороны и следует смотреть, направляя луч зрения на вершину холма или по склону. Отвес, т. е. грузик, прикрепленный на ниточке к центру полукруга, покажет на шкале угол в градусах. Нетрудно самим сделать папки для гербария, топографи­ческие планшеты, полевую книж­ку, карманные солнечные часы, прибор для рисования. Для опре­деления направления ветра надо смастерить флюгер из жести; для гидрологических исследований — поплавки (чтобы определять ско­рость течения), рейки с деления­ми для измерения глубины рек и озер и диск Секки — белый круг диаметром 30 см — для оп­ределения прозрачности воды. Перед путешествием прове­дите тренировочный поход, что­бы выявить все недостатки, устранить их и узнать, насколь­ко группа юных туристов подго­товлена для исследования сво­его края.
ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ