. Обязанности вычислителя
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Обязанности вычислителя

Обязанности вычислителя

Вычислитель должен иметь образование в объеме средней школы и хорошо уметь обра­щаться с простейшими вычислительными при­борами (например, с арифмометром). Совсем не обязательно, чтобы вычислитель понимал науч­ную или инженерную суть тех расчетов, кото­рые ему поручены. Весь план расчетов состав­ляется учеными или конструкторами, а вычис­лителю дается только список исходных данных и специальная инструкция, определяющая по­рядок действий. Согласно этой инструкции он и действует; при этом все арифметические опе­рации выполняются на арифмометре, промежу­точные результаты записываются на специаль­ном бланке, а окончательные заносятся в дру­гой бланк.

Простейший пример — составление табли­цы значений площади круга в зависимости от его радиуса (по формуле S=πr2 ). В инструк­ции указывается, что каждое значение радиуса (скажем, от 500 до 1000 мм через каждые 2 мм)

следует умножить на самого себя и на π= 3,14, с занесением полученного результата в соот­ветствующую графу таблицы.

К чему сводятся действия вычислителя? Прочитав в инструкции наименьшее значение радиуса (500), он устанавливает его на арифмо­метре, умножает сперва на точно такое же число, а потом на 3,14. Прочитав на арифмо­метре полученное произведение, вычислитель переносит его вместе со значением радиуса 500 в таблицу окончательных результатов.

Далее вычислитель должен прибавить 2 мм к прежнему значению радиуса, записать полу­ченное новое (наращенное) значение радиуса в свой бланк и повторить с этим новым зна­чением все ранее описанные действия. Когда в результате многократного повторения ука­занных операций он дойдет до значения радиу­са 1002, превышающего установленный инструк­цией верхний предел (1000), вычисления сле­дует прекратить.

Как видим, собственно вычислений, т. е. арифметических действий над числами, чело­век не производит: они выполняются арифмо­метром. На долю вычислителя остается управ­ление работой арифмометра, перенос числовых данных из инструкции или своего бланка на арифмометр и с арифмометра в таблицу резуль­татов, а также «записывание» или, если угодно, «запоминание» необходимых промежуточных ре­зультатов. Чтобы полностью исключить уча­стие человека из вычислительного процесса, нужно создать автомат, который самостоятель­но выполнял бы все эти действия в соответствии с данной ему инструкцией.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ