Детская энциклопедия

Меню сайта











Примеры случайных событий

Почти каждый из нас пользуется телефо­ном-автоматом. Все мы прекрасно знаем, что иногда приходится долго ждать своей очереди, иногда, же удается позвонить без всякого ожи­дания. Иногда нужный номер занят, и нам не удается дозвониться даже после нескольких проб; иногда же соединение происходит немед­ленно, при первой же пробе.

Все эти колебания, изменения условий использования телефона не представляют собой ничего необычного, хотя и носят случайный характер.

Известно, что при проведении измерений некоторой величины один результат отличается от другого. Невозможно, чтобы при проведении нескольких замеров все они дали абсолютно тождественные результаты. Этот факт хорошо известен экспериментаторам, и уже давно выработаны действенные меры для исключения случайных ошибок измерения.

Каждый школь­ник, выполнявший измерения, связанные с физи­ческими или химическими опытами, знает, что для получения более надежного резуль­тата опыт следует повторять несколько раз и за лучшее приближение к истине нужно взять среднее арифметическое из полученных чисел. Мы снова столкнулись с влиянием случая в та­ких событиях, которые систематически выпол­няются многими тысячами людей в лаборато­риях заводов, исследовательских институтов, в больницах и в торговых организациях.

При страховании жизни, посевов, скота, имущества никто не может предсказать, что случится в течение года с тем или иным за­страхованным, с тем или иным гектаром посева или домом. Может случиться, что с застрахо­ванным лицом произойдет несчастье, посев будет выбит градом или выжжен засухой; ничто не гарантирует нас от падежа скота или пожара, в результате которого погибнет все имущество. Страховые организации при определении раз­меров страховых взносов и страховых премий в случае несчастий с застрахованным как-то должны учитывать влияние случая и в какой-то мере уметь предсказывать долю тех застрахован­ных, которым придется выплатить страховую премию. На этом всестороннем учете влияния случая как раз и построено все страховое дело.

Когда предприятия обувной промышлен­ности планируют ассортимент обуви для вы­пуска в предстоящем году, то они не запра­шивают у возможных потребителей, какие номера ботинок и в каком количестве им по­требуются.

Чтобы не получилось затоваривания обуви тех размеров, которые не потребуются, необходимо научиться заранее рассчитывать долю покупателей с тем или иным размером ног. И хотя ни один магазин не знает в лицо своих покупателей и ни одно обувное предприятие не знает всех своих потребителей, выпуск обуви в общем хорошо удовлетворяет запросы населе­ния. Это основано на изучении размеров ног. Оказывается, здесь приходится иметь дело с одним из законов случая, который получил название теоремы Лапласа — Ляпунова.

Советский Союз с каждым годом расширяет свою внешнюю торговлю и в связи с этим еже­годно значительно увеличивает количество грузовых судов. Для лучшего использования флота необходимо знать те закономерности, которым подчиняется прибытие грузовых судов. На первый взгляд кажется, что здесь нет ни­какой задачи, так как прибытие и отплытие судов заранее планируются и их движение про­исходит по строгому расписанию. Однако в дей­ствительности это далеко не так: в данный порт приходят суда из многих портов мира, по пути они попадают в различные метеорологические условия, которые существенно влияют на ско­рость движения. Это обстоятельство влияет на сроки прихода в порт назначения. Закуп­ка товаров у иностранных фирм и иностран­ными фирмами у нас никак не согласована с графиком прихода судов в порт. Поставка товаров в порт с мест производства также под­вержена влиянию множества причин, ни одну из которых заранее учесть невозможно. В ре­зультате график прихода судов в порт дает лишь очень суммарное представление об истин­ной картине загрузки порта. Для примера скажем, что в сентябре 1962 г. из судов, которые должны были прийти по графику в Ленинград­ский порт, не пришли совсем 17. Вместе с тем прибыли 22 судна, которые не были заплани­рованы. Для того чтобы выяснить, насколько хорошо действуют здесь законы случая, при­ведем небольшую табличку, в которой указан фактический приход судов с так называемыми генеральными грузами в Одессу за конец ап­реля и май 1962 г. В первой строчке таблицы указано число судов, прибывших за сутки; во второй — число суток, когда прибывало ука­занное число судов, и, наконец, в третьей при­ведены числа суток, вычисленные на основании теории вероятностей, в которые должно при­бывать в порт указанное число судов.

Из таблицы мы видим, что согласно законам теории вероятностей должно быть 15,5 суток, когда в порт не должно прийти ни одного судна с генеральными грузами. Фактически таких дней было 16. За рассматриваемый период было 3 дня, когда в порт приходили по 3 судна. Рас­чет показал, что таких дней должно было быть 2,4. Рассмотренный пример показывает, что и в работе флота должно учитывать влияние случая.





 
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2016