.
Меню сайта
|
С помощью чего мы строимС помощью чего мы строимВыше говорилось, чтобы строить быстро, надо собирать здания из крупных блоков заводского изготовления. Это можно делать только с помощью механизмов — ведь крупные блоки весят по нескольку тонн. Какие же машины помогают сейчас строителям? Один из важнейших помощников строителей — подъемный кран. Первые башенные краны появились в нашей стране в 30-х годах. Их привезли из Германии. Но покупать краны за границей было дорого, а Стране Советов, превратившейся в огромную стройку, требовалось очень много различных строительных машин и механизмов. И советские строители стали ускоренными темпами работать над созданием отечественных кранов. Не сразу, конечно, удалось решить эту задачу. Еще лет 25 назад трест «Мосстрой» имел всего несколько башенных кранов. А сейчас на стройках нашей Родины работают тысячи башенных кранов. Краны стали сильными, удобными, подвижными. Первые краны поднимали всего 1—1,5 т, длина, или, как говорят, вылет, стрелы у них была 12—15 м. Нынешние краны поднимают 5—10 т, а вылет стрелы у них 20—30 м. На строительстве больших промышленных предприятий работают и более мощные краны — грузоподъемностью до 75 т, с вылетом стрелы до 50 м. Есть у строителей и чудесные краны, которыми можно командовать на расстоянии. Обычным краном управляет машинист из кабины, а сигнальщики флажками передают ему команды. В кранах с дистанционным управлением машинист находится не в кабине, а на рабочем месте, возле груза. В руках у него небольшой кнопочный пульт; он соединен проводами с реле, включающими и выключающими механизмы крана. Машинист следит за грузом и, нажимая кнопки, перемещает его куда нужно. Работают на стройках также краны, управляемые по радио. Немало у строителей и других механических помощников. Снабженные широкими стальными ножами, тракторы-кусторезы очищают площадки от мелколесья, тракторы-корчеватели удаляют пни. Затем появляются экскаваторы. Они выбирают землю ковшом-лопатой и отваливают ее в сторону или грузят на автосамосвалы либо платформы. Экскаватор с прямой лопатой набирает землю при движении ковша от себя, экскаватор с обратной лопатой — при движении ковша к себе. А у эксаватора-драглайна ковш, напоминающий совок, подвешен на тросах к стреле. При подтягивании троса этот «совок» движется к экскаватору и набирает грунт. Экскаваторы-драглайны применяют в тех случаях, когда нужно копать глубокий котлован или разрабатывать грунт под водой; сам драглайн во время работы стоит наверху и в котлован не спускается. Многоковшовый экскаватор имеет много малых ковшей, посаженных на общую движущуюся цепь. Его применяют для рытья траншей.
ПОКОРЕНИЕ ВАХША Экскаваторы бывают самые различные — от совсем малых, с ковшом емкостью 0,15 м3, до мощных тяжелых гусеничных машин с многокубовыми ковшами. Есть в этом семействе и такие гиганты, как шагающие экскаваторы. В их ковшах умещается сразу 20—30 м3 грунта. Для снятия грунта на малую глубину, но на большой площади применяют скреперы— горизонтальные ковши. При движении вперед ковш скрепера врезается в грунт, набирает и передвигает его; движение назад холостое. Скреперы бывают прицепные и самоходные. Прицепной скрепер установлен на тележке, которую тащит трактор. Для перемещения вынутого из котлована грунта, для засыпки котлованов и траншей применяют бульдозеры — тракторы, снабженные широким стальным отвалом, который укреплен на шарнирных рычагах. При движении назад бульдозерист поднимает отвал, и бульдозер движется вхолостую. Все эти машины хорошо справляются со своим делом, если грунт мягкий. Со скалой или мерзлым грунтом землеройным машинам не совладать. Приходится предварительно разрыхлять неподатливый грунт взрывами. Сначала на площадке появляются различные буровые станки. С их помощью в скале пробуривают скважины для взрывчатки. Неглубокие, но широкие скважины (для столбов линий электропередач, например) сверлят станки-ямобуры. Для уплотнения грунта применяют пневматические трамбовки и катки. Сваи забивают специальные станки — копры. Копер подходит к нужному месту, на его вертикальной стреле укрепляют сваю, выше ее находится вибропогружатель — это электромеханический вибратор, передающий на сваю очень частые, несильные удары. Грунт легко расступается перед вибрирующей сваей, и она быстро опускается на нужную глубину. Эту главу мы начали рассказом о башенных кранах. Башенный кран — хорошая машина, но он имеет один недостаток: привязан к рельсам, по которым ходит. Во многих случаях, особенно на промышленном строительстве, нужны краны, которые могут передвигаться без всяких ограничений. Сегодня они должны работать в одном месте, завтра — в другом, послезавтра — в третьем. Такие краны у строителей есть. Это краны на гусеничном или автомобильном ходу. Они бывают самых различных типов, грузоподъемностью от трех до нескольких десятков тонн и даже стотонные. С помощью этих кранов монтируют тяжелые железобетонные и стальные конструкции, устанавливают на фундаменты различные станки, механизмы, технологические аппараты. Есть и совсем легкие, очень удобные краны — гидроподъемники. Гидроподъемник — это трехшарнирный рычаг, смонтированный на шасси грузового автомобиля. Шарниры позволяют, «переламывая» рычаг под любым углом, подать в нужное место рабочую площадку, на которой помещаются двое рабочих с инструментом. Для возведения высотных сооружений — дымовых труб, радиорелейных мачт, различных башен — применяют так называемые «ползучие» краны. Эти краны опираются на уже возведенную часть здания и с помощью специальных приспособлений «ползут», передвигаются вверх. Растет сооружение, и одновременно все выше и выше поднимается кран. Такие краны впервые были применены в 50-х годах при строительстве высотных зданий в Москве. В последние годы у строителей появился еще один кран, совершенно не похожий на все остальные. Этот кран не ходит по рельсам, не «ползает», а ... летает. Вы уже, конечно, догадались, что это вертолет. Строители начали применять вертолеты в 1959—1960 гг. С их помощью они смонтировали строительные фермы при восстановлении одного из зданий в Петродворце. Сейчас вертолеты помогают прокладывать газопроводы и проводить линии электропередачи в горах, ремонтировать заводские трубы, а иногда и укладывать кровельные панели. Строительство — это не только земляные работы и монтаж тяжелых деталей. Строителям приходится выполнять и много других самых разнообразных работ. Здесь на помощь приходят средства так называемой малой механизации. Разнообразные машины, механизированные приспособления и инструменты позволяют комплексно механизировать строительные работы. Вот простой пример. В ряде случаев на строительстве приходится штукатурить большие поверхности. Штукатурный раствор приготовляют с помощью растворомешалки: подают его к рабочему месту штукатура насосом по трубопроводам; с помощью насоса через специальное сопло наносят раствор на стену и разравнивают его затирочной машиной. Как видите, все рабочие операции по оштукатуриванию механизированы, работа высокопроизводительная. Теперь предположим, что одна из операций, например нанесение раствора на стену, выполняется вручную. Ясно, что эффект от механизмов, примененных на других операциях, снизится; как бы хорошо они ни работали, сроки выполнения всей работы будут зависеть от количества штукатуров, от их квалификации. Для того чтобы комплексно механизировать все работы, строители применяют пневматические (действующие силой сжатого воздуха) и электромеханические сверлилки, краскораспылители, шлифовальные устройства, гайковерты, отвертки, пилы, домкраты, лебедки, тельферы (подъемные механизмы, передвигающиеся по подвесным рельсам) и многое другое. Один из таких механизмов заслуживает особого внимания. Прежде для крепления различных деталей к стенам, колоннам, железобетонным перекрытиям строители выполняли тяжелую и неблагодарную работу — пробивку гнезд. В. эти гнезда вставляли деталь крепления, ее заделывали цементным раствором, ждали, пока раствор затвердеет, а потом уже навешивали нужную конструкцию. На все это уходило много времени и труда. Теперь у строителей есть замечательное оружие, совершенно мирное по назначению. Это строительно-монтажный пистолет (СМП), созданный тульскими оружейниками. Он похож на обычный пистолет, но несколько больше его. На конце ствола СМП широкий круглый наконечник. Но самое главное отличие заключается в том, что стреляет он не пулями, а дюбелям и — заостренными стальными стерженьками. Монтажник «переламывает» пистолет, как это делают с охотничьими ружьями, вставляет в патронник дюбель и патрон. Затем он плотно упирает наконечник в стену или колонну, нажим курка — и пистолет с огромной силой выбрасывает дюбель. Из стены торчит только его конец с нарезкой. Остается лишь привинтить к нему нужную деталь. Иногда строители применяют дюбель без нарезки. В этом случае приставляют к стене плоскую лапку металлического крючка и простреливают ее дюбелем со «шляпкой», как у гвоздя. Лапка, а вместе с ней и крюк прочно «пришиваются» к стене.
|
ПОИСК
Block title
|