. С помощью чего мы строим
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

С помощью чего мы строим

С помощью чего мы строим

Выше говорилось, чтобы строить быстро, надо собирать здания из крупных блоков за­водского изготовления. Это можно делать только с помощью механизмов — ведь круп­ные блоки весят по нескольку тонн. Какие же машины помогают сейчас строителям?

Один из важнейших помощников строите­лей — подъемный кран. Первые башенные краны появились в нашей стране в 30-х годах. Их привезли из Германии. Но покупать краны за границей было дорого, а Стране Советов, превратившейся в огромную стройку, требова­лось очень много различных строительных ма­шин и механизмов. И советские строители стали ускоренными темпами работать над создани­ем отечественных кранов. Не сразу, конечно, удалось решить эту задачу. Еще лет 25 назад трест «Мосстрой» имел всего несколько башен­ных кранов. А сейчас на стройках нашей Ро­дины работают тысячи башенных кранов.

Краны стали сильными, удобными, подвиж­ными. Первые краны поднимали всего 1—1,5 т, длина, или, как говорят, вылет, стрелы у них была 12—15 м. Нынешние краны поднимают 5—10 т, а вылет стрелы у них 20—30 м. На строительстве больших промышленных пред­приятий работают и более мощные краны — грузоподъемностью до 75 т, с вылетом стрелы до 50 м.

Есть у строителей и чудесные краны, кото­рыми можно командовать на расстоянии. Обыч­ным краном управляет машинист из кабины, а сигнальщики флажками передают ему команды. В кранах с дистанционным управлением машинист находится не в кабине, а на рабочем месте, возле груза. В руках у него небольшой кнопочный пульт; он соединен проводами с ре­ле, включающими и выключающими механизмы крана. Машинист следит за грузом и, нажимая кнопки, перемещает его куда нужно. Рабо­тают на стройках также краны, управляемые по радио.

Немало у строителей и других механических помощников. Снабженные широкими стальными ножами, тракторы-кусторезы очи­щают площадки от мелколесья, тракторы-корчеватели удаляют пни. Затем появ­ляются экскаваторы. Они выбирают зем­лю ковшом-лопатой и отваливают ее в сторону или грузят на автосамосвалы либо платформы. Экскаватор с прямой лопатой набирает землю при движении ковша от себя, экскаватор с обратной лопа­той — при движении ковша к себе. А у эксаватора-драглайна ковш, на­поминающий совок, подвешен на тросах к стреле. При подтягивании троса этот «совок» движется к экскаватору и набирает грунт. Экскаваторы-драглайны применяют в тех слу­чаях, когда нужно копать глубокий котлован или разрабатывать грунт под водой; сам драглайн во время работы стоит наверху и в котло­ван не спускается. Многоковшовый экскаватор имеет много малых ковшей, посаженных на общую движущуюся цепь. Его применяют для рытья траншей.

 

ПОКОРЕНИЕ ВАХША

Экскаваторы бывают самые различные — от совсем малых, с ковшом емкостью 0,15 м3, до мощных тяжелых гусеничных машин с мно­гокубовыми ковшами. Есть в этом семействе и такие гиганты, как шагающие экс­каваторы. В их ковшах умещается сразу 20—30 м3 грунта.

Для снятия грунта на малую глубину, но на большой площади применяют скреперы— горизонтальные ковши. При движении вперед ковш скрепера врезается в грунт, набирает и передвигает его; движение назад холостое. Скреперы бывают прицепные и самоходные. Прицепной скрепер установлен на тележке, которую тащит трактор.

Для перемещения вынутого из котлована грунта, для засыпки котлованов и траншей применяют бульдозеры — тракторы, снаб­женные широким стальным отвалом, который укреплен на шарнирных рычагах. При движе­нии назад бульдозерист поднимает отвал, и буль­дозер движется вхолостую.

Все эти машины хорошо справляются со своим делом, если грунт мягкий. Со скалой или мерзлым грунтом землеройным машинам не совладать. Приходится предварительно раз­рыхлять неподатливый грунт взрывами. Сна­чала на площадке появляются различные буровые станки. С их помощью в скале пробуривают скважины для взрывчатки.

Неглубокие, но широкие скважины (для столбов линий электропередач, например) свер­лят станки-ямобуры. Для уплотнения грунта применяют пневматические трамбов­ки и катки. Сваи забивают специальные станки — копры. Копер подходит к нуж­ному месту, на его вертикальной стреле укреп­ляют сваю, выше ее находится вибропогружа­тель — это электромеханический вибратор, передающий на сваю очень частые, несильные удары. Грунт легко расступается перед вибри­рующей сваей, и она быстро опускается на нуж­ную глубину.

Эту главу мы начали рассказом о башенных кранах. Башенный кран — хорошая машина, но он имеет один недостаток: привязан к рель­сам, по которым ходит. Во многих случаях, особенно на промышленном строительстве, нуж­ны краны, которые могут передвигаться без всяких ограничений. Сегодня они должны ра­ботать в одном месте, завтра — в другом, после­завтра — в третьем. Такие краны у строителей есть. Это краны на гусеничном или автомобиль­ном ходу. Они бывают самых различных типов, грузоподъемностью от трех до нескольких де­сятков тонн и даже стотонные. С помощью этих кранов монтируют тяжелые железобетон­ные и стальные конструкции, устанавливают на фундаменты различные станки, механизмы, технологические аппараты. Есть и совсем лег­кие, очень удобные краны — гидроподъем­ники. Гидроподъемник — это трехшарнирный рычаг, смонтированный на шасси грузового ав­томобиля. Шарниры позволяют, «переламывая» рычаг под любым углом, подать в нужное место рабочую площадку, на которой помещаются двое рабочих с инструментом.

Для возведения высотных сооружений — дымовых труб, радиорелейных мачт, различ­ных башен — применяют так называемые «ползучие» краны. Эти краны опираются на уже возведенную часть здания и с помощью специальных приспособлений «ползут», пере­двигаются вверх. Растет сооружение, и одновре­менно все выше и выше поднимается кран. Такие краны впервые были применены в 50-х годах при строительстве высотных зданий в Москве.

В последние годы у строителей появился еще один кран, совершенно не похожий на все остальные. Этот кран не ходит по рельсам, не «ползает», а ... летает. Вы уже, конечно, дога­дались, что это вертолет. Строители начали применять вертолеты в 1959—1960 гг. С их по­мощью они смонтировали строительные фермы при восстановлении одного из зданий в Петродворце. Сейчас вертолеты помогают прокладывать газопроводы и проводить линии электропереда­чи в горах, ремонтировать заводские трубы, а иногда и укладывать кровельные панели.

Строительство — это не только земляные работы и монтаж тяжелых деталей. Строителям приходится выполнять и много других самых разнообразных работ. Здесь на помощь приходят средства так называемой малой механизации. Разнообразные машины, механизированные приспособления и инструменты позволяют ком­плексно механизировать строительные работы.

Вот простой пример. В ряде случаев на строительстве приходится штукатурить боль­шие поверхности. Штукатурный раствор при­готовляют с помощью растворомешалки:  подают его к рабочему месту штукатура насосом по трубопроводам; с помощью насоса через специальное сопло наносят раствор на стену и разравнивают его затирочной машиной. Как видите, все рабочие операции по оштукатуриванию механизированы, работа высокопроизводительная. Теперь предположим, что одна из операций, например нанесение раствора на стену, выполняется вручную. Ясно, что эффект от механизмов, примененных на других операциях, снизится; как бы хорошо они ни работали, сроки выполнения всей работы будут зависеть от количества штукатуров, от их квалификации.

Для того чтобы комплексно механизировать все работы, строители применяют пневма­тические (действующие силой сжатого воздуха) и электромеханические сверлилки, краскораспылите­ли, шлифовальные устройства, гай­коверты, отвертки, пилы, дом­краты, лебедки, тельферы (подъем­ные механизмы, передвигающиеся по подвесным рельсам) и многое другое. Один из таких ме­ханизмов заслуживает особого внимания.

Прежде для крепления различных деталей к стенам, колоннам, железобетонным перекры­тиям строители выполняли тяжелую и небла­годарную работу — пробивку гнезд. В. эти гнезда вставляли деталь крепления, ее заделы­вали цементным раствором, ждали, пока раствор затвердеет, а потом уже навешивали нужную конструкцию. На все это уходило много вре­мени и труда.

Теперь у строителей есть замечательное оружие, совершенно мирное по назначению. Это строительно-монтажный писто­лет (СМП), созданный тульскими оружейни­ками. Он похож на обычный пистолет, но не­сколько больше его. На конце ствола СМП широкий круглый наконечник. Но самое главное отличие заключается в том, что стреляет он не пулями, а дюбелям и — заостренными стальными стерженьками.

Монтажник  «переламывает»  пистолет,  как это делают с охотничьими ружьями, вставляет в патронник дюбель и патрон. Затем он плот­но упирает наконечник в стену или колонну, нажим курка — и пистолет с огромной силой выбрасывает дюбель. Из стены торчит только его конец с нарезкой. Остается лишь привин­тить к нему нужную деталь.

Иногда строители применяют дюбель без на­резки. В этом случае приставляют к стене пло­скую лапку металлического крючка и простре­ливают ее дюбелем со «шляпкой», как у гвоздя. Лапка, а вместе с ней и крюк прочно «приши­ваются» к стене.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ